elenaphotovrn.ru

Восьмой месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход, кризис восьми месяцев. У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям? Как понять, что началось

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка - далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;
  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это - важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи !>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить ?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться ?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года - внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз >>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Если внезапно ваш ребенок (в возрасте восьми, девяти или десяти месяцев) начал плохо спать, то не спешите винить прорезывающиеся зубы: возможно дело в регрессии сна.

ЧТО ТАКОЕ РЕГРЕССИЯ СНА?
Это кризис сна, происходящий в интервале от восьми-девяти до десяти месяцев.

Причиной кризиса является усиленный скачок в развитии мозга ребенка (так называемые скачки в ментальном развитии). В этот период мозг создает повышенное число нейронных связей и обрабатывает больше информации, чем обычно. Как известно, дети в первый год жизни развиваются скачками: кризис 8-10 месяцев и есть один из таких этапов.

Выражается регресс в резком ухудшении качества и продолжительности сна. Ребенок может:

  • начать часто просыпаться ночью (даже, если он раньше спал уже всю ночь),
  • рано вставать,
  • сопротивляться укладыванию,
  • отказываться от дневного сна.

В течение дня вы можете наблюдать раздражительность и капризность в необычном проявлении.

Подобные кризисы сна происходят у детей в 3-4, 8-10, 12, 18, 24 месяца. В общем, достаточно много непростых периодов. А если добавить сюда еще и скачки роста , освоение физических навыков , то мы поймем, что жизнь родителей первые несколько лет после появления ребенка - совсем не сахар.
Регрессия в 8-10 месяцев может совпасть со скачком роста: тогда ко всему прочему может добавиться ночной голод . Что конкретно происходит с ребенком, необходимо определять по ряду индикаторов.

БУДЕТ ЛИ КРИЗИС ТЯЖЕЛЫМ?
Проявления у разных детей абсолютно разные. Вы можете и не заметить этот кризис, а можете ощутить его в полной мере. Практика показывает, что зачастую наиболее сильно сон ухудшается при отсутствии четкого режима и регулярности.
Поэтому, если вашему ребенку еще меньше 8 месяцев, очень хорошая инициатива - заняться налаживанием нормальной рутины. Тогда никакие зубы и кризисы вам будут не страшны.

КАК ДОЛГО ДЛИТСЯ РЕГРЕСС?
Кризис сна может занять от нескольких дней до нескольких недель.

Практика показывает, что в среднем ухудшение сна длится 7-10 дней. Но может затянуться и на 2-3 недели.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Прежде всего, помнить, что вызывается эта регрессия скачком в развитии малыша. Поэтому не нужно сердиться на ребенка: ему самому некомфортно. Держите в голове, что кризис скоро закончится.

2. Если у вас уже был установленный режим, то придерживайтесь его, независимо от происходящего. Кризис пройдет через какое-то время, а полезные установки сохраняться.

3. Не создавайте по возможности вредных привычек во время такого периода. Например, у одной мамы ребенок двух лет начал просыпаться ночью и никак не хотел засыпать. Тогда мама стала включать ночью мультики. В итоге кризис закончился, а ребенок продолжил просыпаться в два утра с просьбой посмотреть интересные мультики. Пример, конечно, утрированный, но смысл понятен.

4. Если ваш ребенок начала просыпаться ночью, и вы никак не можете его успокоить, то возможно причина в голоде, который вызван скачком роста. Попробуйте предложить кормление и посмотреть.

5. Если ухудшение сна длится более нескольких недель, возможно дело не в кризисе, а иных причинах.

6. Не начинайте кардинальных изменений в период регресса: это не время приучать к кроватке или обучать засыпать самостоятельно .

Свершилось! Вчера на вечеринке ты познакомился с девушкой. Обменялись телефонами, сейчас ты ей позвонишь. Хочешь знать, что будет дальше? И не только завтра, а через 20 лет?

Каких радостей от этой встречи ты ждешь, мы знаем, ага. Потому лучше расскажем о проблемах, к которым надо быть готовым. Фокус в том, что неприятности и кризисы обязательно будут, но каждый раз новые, в форме подлого сюрприза. Итак, составим краткое расписание.

ПЕРВЫЙ СЕКС

Допустим, первый этап ухаживаний ты прошел успешно. Сколько бы он ни длился, пару часов или пару месяцев, но сейчас вы едете к тебе (к ней) домой. Понятное дело, не новые пластинки слушать. Рано радуешься, дорогой друг. Потому что в этот момент вы оказываетесь на пороге первого серьезного испытания - испытания сексом.

Возможно, где-то за пределами нашей галактики и обитают счастливчики, проходящие этот этап легко и естественно. Но - будем реалистами - у каждого мужчины достаточно заморочек, которые при неудачном стечении обстоятельств заставят его приготовить вместо завтрака прощальную речь, а то и сбежать, не дожидаясь рассвета. Едва ли не в половине случаев первая ночь приносит разочарование - вы все-таки еще недостаточно хорошо знаете друг друга, да и волнений сколько. Вот тебе и почва для первого кризиса.

Ален де Боттон в книге «Опыты любви» объясняет действия своего героя, закатившего скандал на следующее после секса утро, тем, что тот оказался марксистом. Без паники: речь не о Карле, а о Граучо Марксе. Американском комике, пошутившем однажды, что он «не снизошел бы до записи в клуб, который согласился бы принять в свои члены такого, как он».

Боттон уверяет, что зачастую с отношениями выходит примерно так же. Потерпев явную (или мнимую) неудачу в первую ночь, «марксист» (а проще сказать, нытик) начинает размышлять, а настолько ли барышня хороша, если связалась с таким неудачником, как он? Снимаем шляпу, если ты способен признаться в собственном марксизме. Бывает и так, что мужчине легче обвинить в интимных несостыковках не себя, а партнершу. В любом случае, проснувшись наутро весь в слезах и губной помаде, не спеши изобретать поводов для ссоры и хлопать дверью. Хочешь принять более-менее осмысленное решение - подожди хотя бы неделю.

2-3 МЕСЯЦА

Первые месяцы нового романа подарят тебе незабываемые ощущения. Но не забывай, что твой влюбленный организм, наряду с чудными фенилэтиламином и дофамином, переполнен злым адреналином. Как нам тут подсказывают биологи, таким образом природа заставляет тебя не сидеть в чистом поле с ромашкой («Любит - не любит»), а продолжать завоевание. Ведь ты еще не до конца уверен, что она твоя? Дай бог ты справишься с адреналином - например, потратишь силы на поиски подснежников зимой или шубки из шиншиллы летом. В противном случае тебя ждет второй кризис. Сам того не желая, ты станешь средоточием ревности и подозрительности: начнешь придираться по мелочам и хвататься за нож каждый раз, когда девушка уделит официанту больше 40 секунд. Мало какая барышня стерпит такое, так что остаток адреналина тебе придется растратить в одиночестве - либо на саморазрушение, либо на творчество. То есть, по-хорошему, под занавес романа ты должен написать сборник стихов, восхваляющих форму ее ушей. А при неудачном раскладе - стать серийным убийцей, специализирующимся на миниатюрных брюнетках.

6-9 МЕСЯЦЕВ

О, это интересный период в ваших отношениях. Возможно, вы уже принялись жить вместе. Ты благополучно забил на бритье перед сном, а она разгуливает по дому в байковой пижаме. «Именно в этот период происходит смена «парадных» ролей на привычные, естественные. Люди постепенно избавляются от масок, и вы обнаруживаете в своей половинке новые, до этого тщательно подавляемые или маскируемые черты. Тогда же начинается конкуренция за власть и влияние, активизируются родительские и родовые сценарии каждого из партнеров», - с таинственным видом поясняет семейный психолог-консультант Руслана Амелина.

Говоря человеческим языком, мы становимся такими, какие мы есть, а не такими, какими нас хочет видеть наш партнер. И вполне логично, что именно здесь пару подстерегает первый по-настоящему серьезный кризис. Для его преодоления мало самому не терять человеческий облик (если щетину подруга стерпит, то щетина + ароматные носки - уже перебор) и примириться с девушкиной пижамой, надо еще и отказаться от схемы отношений, которую с детства предлагала тебе твоя семья. Если подруга по примеру своей мамаши при малейшем намеке на конфликт будет порываться вызвать наряд ОМОНа, а ты возьмешь за правило приходить домой не раньше шести утра, как делал твой отец, до добра это не доведет. Помимо ваших собственных проблем, вы будете разгребать драмы своих родителей. Совет один - включить фантазию и попытаться почувствовать себя взрослым человеком, который в состоянии строить собственную семью по своим правилам.

Особый случай - если один из вас является «эмоциональным наркоманом». В анамнезе последних черным по белому написано, что в отношениях они ценят не столько человека, сколько тот подъем и эйфорию, которые вызывают первые месяцы общения с ним. А значит, человек, испытывающий голод по сильным эмоциональным встряскам, снова поскачет по барам в поисках новой дозы дофамина и адреналина. Сводить все это к банальному желанию новых ощущений в сексе - слишком просто. Потому как даже самые верные внезапно уходят от тех, с кем недавно планировали прожить всю жизнь. Тут уж ничего не попишешь - просто не повезло.

12-18 МЕСЯЦЕВ

Ну что ж, скажи спасибо чудесному гормону окситоцину, отвечающему за доверие и желание сблизиться, - твоя девушка задумалась о свадьбе. Да-да, о свадьбе с тобой. Девушка, скорее всего, уже мысленно прикинула, ради скольких сыночков и лапочек-дочек она готова пожертвовать своей упругой грудью и бедрами 40-го размера. Если ты сам действительно ни о чем таком не думал, придется набраться мужества и прямо сообщить своей подруге, что ее мечтам не суждено сбыться (не в такой, конечно, форме. Лучше наврать что-нибудь про «не готов» или аврал на работе). Для тех, кто ни «да», ни «нет», а скорее «воздержался», сообщаем: психологи со всей ответственностью заявляют, что полтора года после начала отношений - лучшее время для последующего успешного брака.

3-5 ЛЕТ

Ой, что-то ты затянул с «ну, просто мы живем вместе». С биологической точки зрения химия чувств (все эти гормоны с нейро-медиаторами, вынуждавшие тебя обожествлять простую секретаршу лесоторговой конторы) умирает через 18-30 месяцев с момента их зарождения. Это и понятно - изначально этого времени хватало для того, чтобы самка человека могла родить детеныша, а самец на первом этапе прокормил бы их и защитил. В случае с парой современных психически и половозрелых граждан этого срока обычно оказывается достаточно, чтобы решить, союз у них или так, не пойми что. Первый этап закончился - чтобы придать отношениям новый толчок, ты должен, наконец, согласиться на брак и рождение ребенка. Или разрывай отношения к чертовой матери, если пока не готов к переменам в жизни, - иначе она разорвет их сама, тебе же хуже. Дальше откладывать принятие серьезных решений нет никакой возможности.

Особый случай - ты скоропостижно женился месяцев через шесть-восемь после знакомства; спустя еще пару лет понял, что сделал неправильный выбор. Но было уже поздно - в деревянной кроватке с механизмом укачивания пищал розовощекий младенец. Ты же не совсем скотина, чтобы бросать женщину с грудничком на руках? Серьезный разговор придется отложить. Многие пары распадаются, когда ребенку два-четыре года. Надеемся, ты все же продержишься. Краткая справка о том, что происходит в семье с появлением ребенка, - внизу.

Ребенок

Появление в доме розовощекого спиногрыза может подорвать нетолько здоровый сон родителей, но и их отношения: «Рождение ребенка зачастую вызываету мужчины чувство тревоги и раздражения, поскольку поведение женщины теперь полностью подчиняется диктату младенца» , - объясняет Руслана Амелина.

Расслабься! Ты все равно ничего не изменишь, пока ее организм не перестанет усиленно вырабатывать пролактин, «включающий» материнский инстинкт. А это случится в среднем через год, и все пойдет по-старому. Да, вот еще новость - многих парней разрушает на месте ощущение вдруг свалившейся на них ответственности. Девушка что? Пришла и ушла. А ребенок - это навсегда. Прощайте, клубы по пятницам, прощай, беззаботный просмотр телевизора. Теперь твое единственное развлечение - поход в магазин за памперсами. Что ж, отчасти ты прав, но главное сейчас- не делать резких движений. Сбежать от проблем - выбор слабака. А время на развлечения еще найдется, когда ребенок подрастет и его можно будет оставить с няней.

7-8 ЛЕТ

Предположим, вы с успехом перевалили через отметку «3-5 лет» - свадьба, дети, все счастливы. Но теперь вашей паре придется как-то научиться выживать друг с другом в условиях, когда испарился не только романтический флер, но и остатки сексуального влечения. 2-3 года почти платонических отношений приведут к новому кризису. Хотя, возможно, он покажется тебе вторым медовым месяцем, поскольку на седьмом году отношений гормональный подъем, знакомый тебе по первой фазе отношений, повторится заново - не так интенсивно, но достаточно сильно. Природа предусмотрела второй раунд не столько тебе на радость, сколько для того, чтобы человеческие особи не ограничивались одним ребенком, а продолжали размножаться. Главное, чтобы этот раунд, а также порог 12-15 лет семейной жизни ты (или твоя жена) решили встретить в прежнем составе, а не с новой пассией - гормональный взрыв может привести и к такому результату.

18-20 ЛЕТ

По заверениям психологов, ренессанс семейных (или посторонних, приводящих к краху семьи) отношений в течение последующей жизни будет происходить у тебя каждые 7-8 лет. Но особо внимательно присмотрись к двадцатилетию вашей совместной жизни (да-да, и такое будет в твоей судьбе, ты не поверишь). По сути, это и самый последний, и самый серьезный кризис твоей семьи. Дети выросли и пошли в университет, ну, или в армию - мало ли. Взаимные обязательства сведены к минимуму, жена постарела, а тут - бах! - тебя настигает кризис среднего возраста. Желание начать жить заново обычно сводится к появлению молоденькой любовницы или, чем черт не шутит, новой семьи. Но если ты преодолеешь и этот кризис, твой брак уже не возьмет ничто - ни ревность, ни серебряные пули.

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача - помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша - неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне - как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод - ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать - не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом - ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете - рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года - он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» - Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Когда вы держите его, он прямо стоит на ногах. Некоторые дети к этому моменту научаются самостоятельно вставать, опираясь на мебель или на вашу руку. Младенец перемещается на четвереньках или ползает, двигаясь при этом не вперед, а назад. Он может переворачиваться и кувыркаться. Кроме того, он дотягивается до игрушек и уже никого не просит о помощи!

Мелкая моторика

Ребенок может взять в руку какой-нибудь предмет (например, что-то съедобное) и держать его в кулаке. Помимо этого, он начинает осваивать тонкие операции, учится крепко удерживать мелкие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев руки. Он уже может раскрыть ладонь и выпрямить пальцы, пытаясь бросить какую-либо небольшую вещь. Он перекладывает предметы из одной руки в другую и стучит предметами друг о друга: последнее ему очень нравится.

Зрение

Четкость и глубина зрения у ребенка в это время практически соответствуют четкости и глубине зрения взрослого человека. Малыш лучше видит то, что расположено вблизи, а не то, что находится вдали от него. Тем не менее он уже узнает людей и находящиеся в комнате предметы.

Ритм ребенка

Сон

Режим ребенка остается примерно таким же, как и в предыдущем месяце, за исключением того факта, что большинство малышей к этому возрасту отказываются от одного из периодов дневного сна.

Питание

Восьмимесячный младенец обычно ест твердую пищу дважды в день (плюс на полдник), кроме того, два - четыре раза в день он получает бутылочку смеси или грудное молоко (утром +/- в полдень +/- в 16.00 и вечером).

Теперь его питание устроено следующим образом:

  • утром: грудное молоко или бутылочка смеси;
  • в обед: 3-4 столовые ложки овощного супа или супа с мучными изделиями/зерновыми/корнеплодами с добавлением 1 ложки оливкового масла (вы можете также добавлять понемногу рапсового масла, однако будьте внимательны, оно обладает весьма специфическим вкусом). Кроме того, вы можете вместе с овощами давать ребенку небольшое количество белка: чередуйте молочный белок (в частности, специальный детский творог) с растительным (пюре из чечевицы). Не следует регулярно предлагать ребенку десерт: сахара замедляют переваривание съеденного за обедом. Лучше всего приучить ребенка к тому, что десерт он получает только по праздникам или в особых случаях. Сладкие продукты, в том числе и фрукты, следует отложить до полдника. Мы рекомендуем в первую очередь отменять именно обеденное кормление грудью (или из бутылочки): это можно сделать, когда малыш начнет получать достаточное количество твердой пищи и будет готов к отказу от молока. Затем вы можете постепенно отказаться и от грудного молока (смеси) на полдник.
  • Полдник: печеные или свежие фрукты и/или немного фруктового сока, а также печенье, приготовленное без использования яиц, или подсушенный хлеб. 3-4 раза в неделю (особенно если в обед вы не кормили ребенка творогом) можете также предложить малышу йогурт.
  • Ужин: легкое блюдо, к примеру то же, что на обед, или суп, а также грудное молоко или бутылочка с добавлением небольшого количества муки.

Некоторые родители смешивают вечернее молоко с овощным супом. Возможно, это неплохое решение, однако важно, чтобы ребенок хорошо понимал разницу между ужином и вечерним кормлением, которое для него должно быть связано с отходом ко сну.

Когда малыш бодрствует

Исследуя предметы, ребенок трясет их, стучит по ним, тянет их в рот. Он с восторгом обнаруживает, что с предметами можно играть, и обожает игровые развивающие центры. Однако больше всего он любит играть с вами - с родителями. Вот почему ему нравится смотреть, как его ложка или любимая игрушка падает, как вы их поднимаете, как она снова падает, - и так без конца.Кроме того, ваш малыш теперь понимает, как предметы связаны друг с другом: к примеру, он знает, что более мелкие предметы можно поместить внутрь более крупных. Он начинает отыскивать упавшие или исчезнувшие предметы и указывает на них пальцем. Точно так же, когда вы показываете ему книжки с картинками, от которых он в восторге, он указывает или смотрит на иллюстрацию, изображающую предмет, который вы только что назвали.

Он более явно проявляет свои чувства. Он может посылать воздушные поцелуи знакомым ему людям и повторяет какое-либо действие, если оно было встречено одобрением. Но помимо этого, к восьми месяцам большинство детей проявляют характерные признаки тревоги, связанной со страхом расставания. Желая привлечь к себе внимание, малыш ерзает и суетится.

Что касается речи, дело идет на лад! Младенец любит повторять двухсложные слова (чаще всего слова типа «баба», «мама» и «папа»). Это самое начало освоения слогов («да», «ба», «па», «ма»), которые скоро станут первыми словами!

Здоровье ребенка

Восьмой месяц: посещение участкового педиатра

К восьми месяцам рост ребенка составляет около 69 см, вес - около 8 кг, окружность черепа - от 43 до 45 см.

Этот визит важен. Врач, как и всегда, проверит состояние здоровья ребенка и его развитие, кроме того, он убедится, что введение твердой пищи и соответственное сокращение грудного или искусственного вскармливания не повлияли на вес ребенка. Поговорив с вами, он также удостоверится, что у малыша нет аллергии на новые для него продукты питания.

Прививки

В восемь месяцев не делают никаких прививок. Если вы собираетесь в путешествие с ребенком, узнайте о необходимых мерах предосторожности, о том, какие лекарства следует взять с собой (к примеру, если вы отправляетесь в зону риска заражения малярией), и о рекомендуемых/обязательных прививках (например, если вы едете в Африку, прививка от желтой лихорадки обязательна для взрослых и детей старше одного года).

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Аллергии. Сегодня аллергические реакции возникают у детей все чаще. Для родителей это постоянный повод для беспокойства, для медицинского персонала аллергия - проблема. Существует множество объяснений подобного роста аллергических реакций: «чрезмерная асептизация» (было подтверждено, что излишняя чистота способствует развитию аллергии), загрязнение окружающей среды, присутствие в рационе высокоаллергенных продуктов (арахисовое масло или глютен), следы яичных продуктов в вакцинах или даже остатки токсичных веществ в пище (в том числе и в некоторых детских смесях!). Однако в действительности лишь малая толика этих теорий подкреплена серьезными исследованиями, и потому в причинах возникновения аллергии довольно трудно разобраться.

Экзема. Здесь существует два объяснения: кожа ребенка соприкасается с материалом или продуктом, который вызывает аллергию, или же речь так или иначе идет о наследственном явлении. Иногда оба фактора действуют одновременно. На коже появляются прыщики или красные бляшки, которые очень чешутся. Они могут возникать в самых разных местах и иметь различную природу: это очень сухие, шелушащиеся участки кожи либо пузырьки на коже, которые появляются при мокнущей экземе и часто дополнительно инфицируются.

Врач пропишет вашему ребенку кортикоидный крем, который улучшит его состояние при обострениях, однако, к сожалению - не решит проблему окончательно. Применение такого крема может даже усугубить ситуацию, спровоцировав синдром отмены после того, как вы перестанете его использовать. Если ситуация не улучшается, вам следует задуматься о том, каким молоком вы кормите ребенка, и выяснить, нет ли у малыша непереносимости коровьего молока. Приучать ребенка к твердой пище следует в тесном взаимодействии с вашим лечащим врачом. Приведенный в досье «Привыкание к разнообразию» план введения твердой пищи хорош в том числе и для детей-аллергиков или склонных к аллергическим реакциям. Вам просто следует вводить новые продукты питания с большой осторожностью, на две недели или даже на месяц позже указанного в таблице срока. Если экзема приобретает характер хронического заболевания, советуем обратиться к природным средствам, длительное применение которых не представляет опасности для ребенка.

Полезно знать: при аллергии и экземе душ лучше, чем ванна. После мытья намажьте все тело малыша мазью: это средство нейтрально для его кожи. Высушите кожу ребенка, нежно похлопывая по ней неокрашенным полотенцем, лучше всего - из органического хлопка (стирайте полотенца гипоаллергенными порошками).

Пыльцевая аллергия . При такой аллергии бывают затронуты область ЛОР-органов и глаза. Раньше такая аллергия возникала довольно редко, в особенности у новорожденных. Сегодня выделения из носа, сопровождающиеся аллергическим конъюнктивитом, проявляются все раньше, даже у детей до 1 года.

Врач пропишет вам антигистаминный препарат в виде сиропа: он снимет раздражение слизистых. Кроме того, он также порекомендует местное лечение. В этом случае при длительном лечении естественные средства вновь окажутся более подходящими и менее вредными для ребенка.

Борьба с пыльцевой аллергией, гомеопатия как дополнение к аллопатическому лечению

  • При раздражении кожи и зуде, вызванных высвобождением гистамина: «Гистамин 15 СН».
  • Кроме того, по мере необходимости наносите толстым слоем крем с алоэ вера.
  • Против ринореи (выделений из носа): комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Против конъюнктивита: «Эуфразиа 5 СН».

Дозировка: по 2-3 гранулы от одного до нескольких раз в день. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием в зависимости от состояния ребенка.

Кризис восьмого месяца

Кризис восьмого месяца (который может проявляться в период с восьмого по десятый - двенадцатый месяц жизни ребенка) выражается в тревоге и страхе разлуки. Такая реакция проявляется не у каждого младенца, хотя она характерна для большинства. К восьми месяцам малыш не только начинает отличать свою мать (или тех, кто его нянчит и заботится о нем) от незнакомых людей, но прежде всего осознает, что его могут разлучить с предметом его безусловной любви.

Способность ребенка принять и постепенно смириться с этой разлукой будет формироваться поэтапно. Это одна из основ правильного развития его эмоциональной сферы. К восемнадцати - двадцати четырем месяцам данный этап будет полностью преодолен, а ему на смену придет «нет» и сложный, но конструктивный период сопротивления. Тогда ваш малыш вновь сможет без всякого страха взаимодействовать с другими людьми.

«Нужно ли мне добиваться того, чтобы мой ребенок сам и с удовольствием общался с другими взрослыми?»

Заставлять ребенка бессмысленно. Отнеситесь спокойно к тому, что малыш может бояться взаимодействовать с чужими людьми. Когда вы будете представлять ребенку гостей, обязательно объясните ему, что это знакомые вам люди и что вы им рады.

Что делать, если этот кризис совпал с моментом, когда у ребенка появилась няня?

Дайте малышу время для того, чтобы он постепенно привык к няне. Обычно такое привыкание происходит быстрее и легче, если за ребенком помимо мамы присматривают бабушка с дедушкой. Главное - успокоить малыша, утешить его, объяснить ему, что вы будете рядом, что вы его любите и что ему ничего не угрожает.

Перед любым расставанием, даже совсем кратким, предупредите его и объясните ему, что сейчас произойдет. Повторите несколько раз, что вы придете домой. Будьте спокойны, но тверды. Если у вашего малыша еще не появилась любимая игрушка, именно сейчас она ему очень поможет. Даже если вам кажется, что ему она не нужна (чаще всего такое ощущение возникает с детьми, которых кормят грудью), подарите ему игрушку. Она может пригодиться ему впоследствии, особенно в важные, переломные для него моменты: начало школьного обучения, каникулы у бабушки с дедушкой... Любимая игрушка станет для малыша предметом, который его «утешит», когда вас не будет рядом.

Ломаем все!

Многие малыши уже самостоятельно встают, держась за перекладины кроватки. Поле деятельности ребенка расширяется, и одновременно возникают новые проблемы. Кроха пытается карабкаться вверх по свисающим проводам, стягивает со столов скатерти, опрокидывает этажерки. Во избежание травм вам придется снова пристрастно оглядеть свое жилище и устранить все видимые опасности: закрепить шкафы у стен, убрать провода, надеть на углы столов специальные накладки.

Позаботьтесь о том, чтобы предоставить малышу как можно больше самостоятельности. В этом возрасте уже совсем не полезно во время кормления сажать ребенка к себе на колени. Он прекрасно может сидеть сам в своем стульчике и самостоятельно пить из чаш-ки-поилки, держа ее двумя руками. Обязательно купите своему малышу такую чашку с двумя ручками, крышкой и носиком.

Что занимает ребенка в этот период? Все то, что можно открыть и разобрать: банки с крышками, закрытые контейнеры. Если в семь месяцев он любил ковырять, то теперь начинает настойчиво отковыривать. Поэтому самая лучшая игрушка сейчас - это закрытый полупрозрачный контейнер . Положите в него несколько предметов (грецкие орехи, игрушки), закройте и дайте ребенку. Пусть пытается их достать.

В этом возрасте у детей формируется такая мыслительная операция, как анализ (разложение на составляющие): «из чего это состоит?». А вот операция синтеза (складывания) им еще недоступна. Поэтому требовать от восьмимесячного малыша, чтобы он не только вынул игрушки из контейнера, но еще и сложил их обратно, пока бесполезно. Он будет с удовольствием разбирать пирамидку, но когда мама начинает ее собирать, его интерес сразу угаснет. Точно так же вы не сможете сейчас уговорить его сложить башню из кубиков, зато он с радостью сломает эту башню так, чтобы кубики разлетелись по всей комнате.

И все-таки именно на восьмом месяце, когда малыш все крушит, ломает и разбрасывает, наступает время приучать его к порядку. Например, вы играете с кубиками. Минуты через три внимание ребенка переключается, теперь ему интересна пирамидка. Вы говорите: «Теперь поиграем в пирамидку, но сначала давай уберем кубики». На глазах у крохи вы складываете кубики в коробку, закрываете, и только потом берете пирамидку. Через три минуты ребенок тянется к мячику. «Тебе хочется поиграть с мячиком? Давай сначала уберем пирамидку, а потом поиграем в мячик». Попросите малыша вам помочь. Конечно, много он не соберет. Но если даже вы положите в коробку десять кубиков, а он только один, это уже будет первым опытом приучения к порядку, и к годику ребенок уже запомнит правило: я играю со следующей игрушкой только тогда, когда предыдущую положил на место. Причем уборка будет им восприниматься как продолжение игры.

Период разбора, разрушения продолжается очень долго. И в три года, и в пять, и в семь лет ребенку проще разобрать. Собрать, соединить в целое - это переход на совершенно другой уровень мышления, но не беспокойтесь, скоро кроха освоит и его.

Еще одно важное событие восьмого месяца: у ребенка появляется первая книжка , по крайней мере, должна появиться. Конечно, эта книжка должна отвечать всем требованиям безопасности, потому что малыш непременно ее потянет в рот. Кроме того, она должна быть красочной и предельно простой. Картинки с большим количеством деталей ребенок пока не воспринимает.

Как должны быть нарисованы герои первой книжки? Прежде всего, у них должно быть большое, хорошо прорисованное лицо. Это то, что малыши рассматривают прежде всего. У всех персонажей должны быть выразительные глазки, рот, нос (вспомните Колобка, у него больше ничего и нет). Дальше у героя идет туловище, ручки и ножки. Пока этого достаточно. Иногда в книжке персонажи остаются недорисованными. Например, глаза изображаются в виде кружочков со зрачками, без ресниц и бровей. Это допустимо, недостающие детали малыш придумает сам. Очень полезны интерактивные книжки: например, нажимаешь на фигурку коровы - она мычит, нажимаешь на колокольчик - звенит. А вот карикатурные изображения восьмимесячным малышам непонятны и даже вредны.

Я не случайно так подробно остановилась на книгах. Их в нашей жизни становится все меньше, бумажные издания уступают место электронным, домашние библиотеки больше не в почете. Даже книги по школьной программе сегодня легче и удобнее скачивать из интернета. Но маленьким детям необходимо манипулировать реальными предметами, им нужно не только увидеть книжку, но и взять ее в руки, лизнуть, потрогать. Тогда она становится понятной и близкой.

Как разговаривать с ребенком? Этот вопрос, как правило, особенно остро встает именно к восьми месяцам. Малыш еще не произносит осознанно названия предметов, тем не менее мы готовим его к речи. Надо ли все называть по-взрослому или можно как-то упрощать сложные слова? Например, «машина» или «бибика», собака или «гав-гав» - что правильно? Мама часто предпочитает лопотать, как дитя, но тут вмешивается папа или бабушка: «Чему ты ребенка учишь? Пусть сразу говорит нормально!»

Ребенку нужны оба языка. Ему пока еще недоступны длинные названия, поэтому, говоря с ним только по-взрослому, мы тормозим речевое развитие. Представьте, сколько еще должно пройти времени, прежде чем он будет в состоянии произнести слово «автомобиль» или даже «машина»?

Детский лепет стимулирует речевое общение. Если малыш уже знает, как называется предмет, он может попросить его не только жестами, но и словами. Здесь можно включить новую игру. Ребенок говорит: «Би-би-би-би-би». Даете ему утенка - «Нет. Би-би-би-би-би». Даете ложку - «Нет». На третий раз малышу вручают его законное «би-би», он удовлетворен - его поняли. Если ребенок тянется ручками к какому-то предмету, можете его спросить: «Что ты хочешь? Машинку? Би-бику? Собачку? Гав-гав?» Через некоторое время вы увидите, что ребенок разделяет два языка. Вы говорите ему: «Покажи собаку», - он показывает и говорит: «Ав-ав».

Социальное развитие . Пора выходить в песочницу . Это не значит, что ваш малыш уже готов к играм со сверстниками. Восьмимесячному ребенку будет абсолютно безразлично, есть в песочнице другие дети или нет. Ему интересно манипулировать с предметами. С другой стороны, он сейчас очень склонен к подражанию, и, если в песочнице окажется какой-нибудь капризуля, не исключено, что вскоре и ваш малыш начнет выгибаться и плакать по всякому поводу.

Приходя в песочницу, вы должны понимать, что:

  1. вы пришли, чтобы поиграть с песочком, с палочками, с лопаткой;
  2. если в песочнице начинается драка, следует забрать своего ребенка и уйти, потому что плохой пример заразителен;
  3. вы (взрослые) ни в коем случае не должны играть с чужими детьми - это вызывает ревность у вашего крохи.

Чем самостоятельнее становится ваш ребенок, тем острее он чувствует, что вы и он - это две отдельные личности. Его мир больше не замкнут только на вас. С другой стороны, это отделение от вас ведет к усилению «сепарационной тревоги». Малыш и хочет быть независимым, и одновременно боится потерять маму. Если вы будете уделять внимание другим детям в песочнице, эта тревога может усилиться многократно. Поэтому сейчас вы играете только с собственным ребенком, показывая ему, как обращаться с лопаткой, с ведерком. С другими детьми можно делиться игрушками, не более.

У вас должен быть отдельный пакетик игрушек для песочницы. Я рекомендую завести красивую матерчатую сумочку, которую можно стирать. Сложите в нее уличные игрушки. Их не должно быть много - ведерко, грабельки, совочек, машинка, формочка. На этом этапе ребенка больше всего занимает просто игра с песком - его приятно пересыпать, на нем интересно ставить отпечатки, делать дырки палкой, что-то чертить, а можно слегка закопать в песок игрушку и предложить малышу ее найти. Отыскивать различные предметы в куче песка - очень интересное занятие.

К концу восьмого месяца наступает время провести первую ревизию игрушек . Вы удивитесь, как много их накопилось. Что нужно убрать? В первую очередь - погремушки и подвесные карусели. Они ребенку уже не так интересны. В дальнейшем надо взять себе за правило проводить такую ревизию каждые полгода, потому что игрушки приходят в негодность, кроме того, их всегда бывает намного больше, чем нужно. Одновременно малыш может манипулировать максимум с тремя предметами, а за день игрушек, с которыми он играет, наберется не больше семи. Значит, все остальное можно смело убирать в шкаф, а дальше просто одни игрушки доставать, а другие убирать, сохраняя все то же общее количество.

Родителям расстаться с ненужными детскими игрушками бывает непросто. Все они напоминают о чем-то важном, все имеют свою историю. Но подумайте, что будет дальше, если от них не избавляться! Чтобы делать это легко и без сожаления, я очень рекомендую завести дневник и записывать в него историю жизни вашего малыша. Почему я не сказала о нем раньше? Да потому что раньше жизнь младенца не отличалась особым разнообразием. Но начиная с се-ми-восьми месяцев ребенок уже становится достаточно активным, и нам есть о чем писать. Кстати, когда в семье появляется следующий ребенок, очень полезно бывает вспомнить об этом дневнике и перечитать его вместе со старшим. Через эти записи вы напомните ему о том, как вы его любите, и поможете справиться с ревностью к младшему ребенку. И даже если у вас больше не будет детей, эти записи все равно очень важны, потому что потребность человека в любви не проходит никогда, и он в любом возрасте с удовольствием время от времени возвращается в счастливые воспоминания детства. Я уж не говорю о том, как полезно бывает маме через два-три года вернуться к своим собственным переживаниям и их осмыслить.

Страх разлуки

Основная проблема этого возраста связана с той самой «сепарационной тревогой», о которой мы уже говорили. Ребенок ни на шаг не хочет отпускать от себя маму. На фоне этой тревоги появляются ночные страхи. Мамы иногда описывают их так: «Ребенок встает ночью и просто стоит в кроватке». Некоторые начинают хныкать и плакать. Но многие дети просто молча стоят и высматривают маму.

Ребенок, который к этому моменту уже спит отдельно, может снова начать проситься в кровать родителей. Если перспектива спать втроем вас не привлекает, не соглашайтесь. А согласившись, уже не меняйте решения. Иначе вы еще больше усилите детские страхи. Взяв один раз проснувшегося малыша к себе в постель, приготовьтесь к тому, что он останется в ней до полутора лет. Если же вы до сих пор практиковали совместный сон, то в этот период начинать отделение нельзя ни в коем случае. Подождите до 12-14 месяцев. По моим наблюдениям, именно в этом возрасте дети уже спокойно, без проблем перебираются в свои кроватки.

Не рекомендуется пока переводить ребенка в отдельную комнату. Детская кроватка еще стоит рядом с родительской, чтобы вы могли всегда успокоить, погладить проснувшегося малыша. Если же ваш малыш уже спит в своей комнате, обязательно держите дверь открытой, чтобы услышать, если он проснется и будет вас звать. Ну и, конечно, непременно кладите в кроватку ту самую утешалку, игрушку-обнимашку, которую я рекомендовала завести во второй месяц. Если у вас ее до сих пор нет, обязательно заведите. Сейчас она вам очень пригодится.

Ребенок может предпочесть не обнимашку, а какой-то другой предмет, который дает ему спокойствие, - любимое одеяло, мамин халат. Почему именно мамин халат? Потому что он пахнет мамой. Почему именно свое одеяло? Потому что у него свой родной запах. У маленьких детей очень хорошо развито обоняние, и запахи их успокаивают.

Ничего плохого в такой «утешалке» нет, просто она не очень удобна. С игрушкой вы можете путешествовать, можете взять ее с собой в машину, в любую гостиницу, и ребенок будет всюду ходить с ней в обнимку. Но как он будет ходить в обнимку с вашим халатом или со своим любимым одеялом? Поэтому постарайтесь все-таки ввести в жизнь малыша игрушку-утешалку, предлагайте ее каждый раз, просто кладите в кроватку рядом с крохой.

Обнимашки-утешалки замусоливаются, затираются до дыр, у них отрывается все, что только может оторваться, и все-таки они остаются любимыми и незаменимыми. До трех лет ребенок воспринимает такую игрушку как настоящего друга. И пусть это будет безносый и безухий мишка, но малыш ни за что не променяет его на нового. Тем не менее обнимашку иногда приходится латать. А на время починки и стирки у нее должен быть «заместитель», такой же знакомый и привычный, которого вы тоже время от времени подкладываете в кроватку. Если, в конце концов, старая утешалка придет в полную негодность, вам будет что предложить малышу взамен.

Итак, малыш проснулся ночью в своей кроватке. Подойдите к нему, покачайте, тихонечко поговорите, не включая свет и не разгуливая. Нужно дать ребенку ощущение, что мама здесь, мама рядом. Подложите игрушку, чтобы он ее обнял. Разумеется, если ребенок стоит и плачет, его нужно успокоить. В этом случае возьмите его на ручки, поговорите, спойте колыбельную, но не идите с ним к себе в кровать, если не хотите, чтобы на следующую ночь повторилось то же самое. Снова положите малыша в кроватку, продолжая петь. В этот момент очень важно самой не заводиться, чтобы ребенок чувствовал ваше ровное дыхание. Если вы сейчас правильно отреагируете на эти ночные пробуждения, они скоро пройдут.

Это абсолютно ожидаемое, нормальное поведение, в нем нет ничего особенного.

Чего нельзя делать? Если малыш проснулся в тревоге, его не следует утешать пустышкой или кормлением. Иначе в сознании ребенка закрепляется следующая логическая цепочка: «Чтобы успокоиться, надо пожевать, пососать или поесть». Происходит так называемая оральная фиксация. А потом мы удивляемся, почему дети грызут ногти, почему взрослые «заедают» стресс или при малейшем волнении бегут курить. Это значит, что человек может успокоиться, только положив что-то в рот. И корни этой привычки тянутся из раннего детства. К восьми месяцам мы должны уже разделить процесс питания и процесс успокоения. Максимально удовлетворяйте потребность ребенка в заботе и внимании в течение дня, а укладывая спать, не давайте ни соску, ни бутылку, ни грудь. Просто обнимите.

Профилактика страха разлуки . Первое - всевозможные варианты игры в прятки, уже описанные ранее, готовят малыша к тому, что мама на некоторое время может пропасть из поля зрения, но обязательно вернется. Продолжаем играть в «ку-ку», «экран», накрываем полотенцем игрушку и находим ее, в песочнице прячем игрушки в песок.

Второе - создайте ребенку островок стабильности. Чаще всего им становится манеж - там безопасно, там все знакомо. Важно позаботиться о том, чтобы манеж был достаточно устойчивым и не переворачивался, если малыш встанет и на него обопрется. Посадите кроху в манеж, положите рядом любимую игрушку. Ничего не говоря, выйдите из комнаты. Через минуту ребенок начнет вас звать. Скажите ему пару слов из-за двери. На какой-то промежуток времени он успокоится, но вскоре снова станет звать. Подойдите к нему.

Важно ! Когда вы подходите к расплакавшемуся малышу, излучайте позитив и радость. Исключите риторические вопросы типа: «А что у нас случилось? Почему мы плачем?» От появления мамы ребенок должен испытывать радость, а не успокоение. Это очень существенная разница. Не связывайте в сознании малыша свое появление со спасением от чего-то страшного. Вы пришли просто потому, что соскучились, хотите пообщаться, поиграть, а не потому, что ваше отсутствие опасно. Если вы будете приносить с собой радость, ребенок сразу настроится на вашу эмоцию, и ваши исчезновения перестанут вызывать у него тревогу: «Если мама исчезла, значит, она скоро снова придет, возьмет меня на руки, и мы вместе поиграем».

Мама. День сурка

«Скажите, как не сойти с ума во время декретного отпуска? У меня жизнь превратилась в „день сурка" - с утра до вечера занимаюсь одним и тем же, никогда не высыпаюсь. А хуже всего то, что я потеряла связь с тем миром, в котором жила раньше».

Если женщина так заговорила, значит, ее уже не удовлетворяет замкнутый мир материнских забот, у нее появилась потребность как-то менять свою жизнь. И это вполне закономерно. Вы возвращаетесь к себе как к женщине. Пожалуй, пора приводить себя в порядок. Если раньше я говорила, что любые походы на гимнастику, в бассейн и прочее допустимы только с ребенком, то теперь вы вполне можете время от времени оставлять малыша с кем-нибудь из родственников и позволять себе небольшой выход в мир.

Найдите время для встреч с друзьями. Общение вне дома помогает прийти в себя и вернуться к реалиям той жизни, о которой вы почти забыли за время сидения в четырех стенах.

«Я - обслуживающий персонал, машина. С утра до вечера кручусь как белка в колесе, а мой муж считает, что я бездельничаю!»

Что тут можно сделать? Прежде всего, понять причину такого отношения. А причина проста: работающий папа видит свое чадо в лучшем случае три-четыре часа в день. Основной «удар» в течение дня берете на себя вы, но муж-то этого не видит. Когда вечером он приходит с работы, вы уже кормите, купаете и укладываете спать. Если он приходит пораньше, у него есть возможность поиграть с малышом. И малыш изо всех сил старается соответствовать папиным ожиданиям - не хныкать, не капризничать. Откуда же мужу знать, что в его отсутствие все выглядит совсем иначе? Он действительно может не понимать, насколько вам трудно.

Вот что я обычно советую мамам.

  • Если вашему ребенку запланирована прививка или назначены какие-то медицинские процедуры, пусть в поликлинику с ним идет папа. Возможно, он узнает много нового о своем «спокойном» ребенке.
  • Не обижайтесь на его «ты все равно сидишь дома». Слышать это действительно неприятно. И женщина обычно огрызается: «А ты попробуй сам с ним посиди!» Хотите, чтобы муж вам помог? Тогда формулируйте вашу просьбу в доброжелательной форме: «Поиграй с ним в мячик, пожалуйста». Для мужчины очень важны две вещи: доброжелательный тон и конкретно выраженное пожелание.
  • Правильно расставьте приоритеты. Что вы будете делать, отдав мужу ребенка? Наверняка пойдете на кухню и займетесь домашними делами. Не делайте этого! Отдохните. Сядьте тут же в комнате, посмотрите, как муж играет с малышом. Или наберите себе ванну. Ваш супруг воспримет это намного лучше. Бурная деятельность на кухне вызывает раздражение, потому что для мужчины это сигнал к тому, что он тоже должен что-то делать. А что - непонятно. И его начинает грызть чувство вины.
  • Сделайте мужа своим заместителем, а не помощником. Что мы обычно говорим? «Помоги мне его искупать. Подержи полотенце...» Когда родители купают малыша вместе, мама невольно берет на себя большую часть работы, потому что она умеет это делать лучше и быстрее. В результате мужчина чувствует себя как подсобный рабочий. Но ведь он может сделать все точно так же, как и вы! Пусть медленнее, пусть не так ловко и аккуратно, но может. Попросите его искупать ребенка и устранитесь. Это важно. Если вы научитесь не давать своему мужу указаний, не стоять у него над душой, то в будущем вы сможете совершенно спокойно выдерживать длительные завязывания шнурков своего ребенка, медленное одевание колготок и застегивание курток. Подготовьте себя к этому, потому что гораздо проще сделать все самой. Проще, но не лучше.
  • Оставляйте папу одного с ребенком. Это не испытание. Это просто возможность для вас сходить в парикмахерскую, в поликлинику, а для папы - побыть с малышом. Сейчас существует огромное количество всяких механических приспособлений, с которыми папам нравится возиться, так что проблем с подогревом бутылочек не возникнет. Уходя, не забудьте оставить координаты для связи: «Посмотри, вот телефон „неотложки", вот телефон моей мамы». Все контакты повесьте на видное место. Очень важно не бояться, что папа сделает что-то не так. Вернувшись, обязательно поблагодарите его. Не говорите о том беспорядке, который он оставил на кухне, о разбросанных грязных подгузниках. Поблагодарите просто за то, что все хорошо. Побыв с ребенком несколько раз по полдня, ваш муж, скорее всего, поймет, чем же вы занимаетесь дома, и совершенно по-другому начнет к этому относиться.

Муж пришел с работы...

«Прихожу домой, она: „Поговори со мной". А я за день так наговорился, что язык не ворочается». Нехватка общения, которую испытывает женщина, сидя дома, может приводить к размолвкам. В связи с этим хочу посоветовать следующее:

  • Когда муж приходит с работы, дайте ему поесть молча, ни о чем не спрашивая. Можете сами рассказывать, что у вас произошло за день, но не требуйте ответной реакции.
  • Не ставьте тарелку перед телевизором. Еда в сочетании с пассивным созерцанием действует очень расслабляюще. После этого подняться из-за стола и пойти заниматься ребенком очень сложно. А вы же этого ждете от мужа?
  • Муж не должен быть эмоциональной батарейкой. Ищите другие способы «подзарядиться». Какие? Прогулки, спорт, общение с подругами, общение с докторами, общение с мамой, бабушками и т. д. Можно читать книги по своей специальности, если вы боитесь потерять квалификацию. Можно заняться изучением языка.
  • Если вы хотите узнать, как у мужа прошел день, лучше всего не задавать вопросов типа: «Ну что у тебя сегодня произошло?». Расспросите его о том: l) что сегодня порадовало; 2) что сегодня удивило; з) что сегодня расстроило. Ведь вас и в самом деле интересуют не факты сами по себе, а то, как их переживает ваш супруг. Конечно, он может ответить: «Ничего меня сегодня не порадовало». Пусть так. Поделитесь с ним тем, что было радостного в вашем дне. Постепенно он привыкнет и тоже начнет делиться с вами своими чувствами.
Загрузка...