elenaphotovrn.ru

Правила общения со слабослышащими. Правила и этика общения с глухими и слабослышащими людьми. — "Ваш собеседник". Понимают ли глухие написанный текст

Начиная с 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда». Доступная среда — это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа «Доступная среда» для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности всех объектов инфраструктуры — транспорт, учебные заведения, государственные учреждения, культурные объекты и т.д. для всех категорий граждан.

Государственный университет «Дубна» согласно Федеральному закону от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ведет активную работу, обеспечивающую условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении, между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни.

Стратегия государственного университета «Дубна» в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья: подготовка грамотных, экономически независимых профессионалов, способных внести вклад в развитие как Московской области, так и всей России; доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет; интеграция в образовательную среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения бакалавриата, магистратуры, специалитета. Государственный университет «Дубна» предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой. Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и университетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.

В государственном университете «Дубна» реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

  • профессиональное образование;
  • инклюзивная система обучения в общих группах, так же обучение с применением дистанционных образовательных технологий;
  • довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
  • профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
  • вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, а так же других форм, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
  • социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
  • реабилитационный спорт и физкультура;
  • социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
  • организация безбарьерной архитектурной среды для студентов с ОВЗ, инвалидов.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение студентов с инвалидностью осуществляется в соответствии с «Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» и по утвержденной в нем форме. Комплексное сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании Выписки из протокола ПМПК.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Организационно-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и студентов данной категории; консультирование по психофизическим особенностям студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.

Социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

  • мероприятия, направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения;
  • установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся;
  • создание в Университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Привлеките внимание другого человека, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание. Но вы должны быть внимательными и не тыкать людей, так как среди глухих это считается невежливым, поэтому слегка касайтесь людей, которых вы не знаете. Лучше всего дотронуться до плеча, несколько раз слегка нажав на него.

Оставайтесь для них в поле зрения. Старайтесь, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у них (сядьте, если человек сел, встаньте, если человек встал, компенсируйте большую разницу в высоте), вы должны находиться от него немного дальше, чем обычно (3-6 фунтов, 1-2 метра). Это необходимо для того, чтобы увидеть все жесты. Если вы находитесь в помещении, то убедитесь, что достаточно света и собеседник хорошо вас видит. Если вы находитесь на улице, встаньте лицом к солнцу, чтобы на него не падала тень, и не было бликов.

Поздоровайтесь нормальным голосом и тоном. Шепот или крик будут искажать ваши губы, и собеседник может не понять, что именно вы говорите (многие умеют читать по губам в определенной степени). Аналогично, если вы ускоряете движения рта, то вас будет труднее понять, чем, если бы говорили нормально. Повышение голоса помогает только, если человек плохо слышит, но у этого способа есть негативные стороны такие, как привлечение постороннего внимания, и человек, с которым вы общаетесь, будет неловко себя чувствовать. Если вы видите, что человек не умеет читать по губам, вы можете с ним общаться с помощью блокнота и ручки. Напишите приветствие, свое имя и вступление.

Продумайте суть того, что собираетесь говорить. Как только глухой установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту. Остановитесь и спросите, понимает ли он вас. Pause often and ask if they are following you.

Установите зрительный контакт. Вы, наверное, не понимаете, как много они общаются при помощи ваших глаз и мимики. Если у вас есть очки, снимите их. Если вы можете применить мимику, чтобы обозначить точку (улыбка, движение глаз и бровей), сделайте это.

Используйте жесты и визуальные подсказки. Остановитесь или задержитесь на любом предмете, о котором вы говорите, дождитесь, пока человек не посмотрит на вас, а затем продолжайте разговор. Вы также можете употреблять мимические действия такие, как употреблять алкоголь, прыжок или еда, чтобы проиллюстрировать свои слова. Поднимите пальцы, чтобы показать цифры, строчите в воздухе, чтобы показать, что вы пишите письмо и т.д.

Будьте вежливыми. Если вас отвлекают вещи, которые глухой может не заметить, такие, как телефонный звонок или стук в дверь, объясните, почему вы отвлеклись. Не шутите над их слухом (в их присутствии), не прерывайте общение после того, как вы узнали, что он глухой. Не показывайте раздражения после того, как вас попросили повторить. Позвольте ему высказать свое разногласие, словно вы общаетесь не с глухим другом. Среди глухих есть хорошие и плохие люди, так же как и среди хорошо слышащих. Относитесь к ним вежливо, и вы будете выглядеть прилично.

Выучите язык жестов. Для более полноценного общения с глухими людьми, которые лучше общаются жестами, чем словами, изучите язык жестов. Язык жестов – это обычный язык со своими грамматическими и синтаксическими особенностями. Например, американская фраза «я даю вам» это одно слово, или знак, в Американском Языке Знаков (АЯЗ). В большинстве стран есть свой язык жестов. Эти языке сильно отличаются друг от друга, в зависимости от географического положения (например, Британский язык жестов сильно отличается от АЯЗ). Многие местные колледжи, университеты или местные организации глухих предлагают обучение для всех уровней знаний.

Каждый из нас однажды задумывался о том, на сколько, мудро и креативно подошла природа к процессу создания человека. Мы воспринимаем мир благодаря 5 сенсорным системам: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус . Они являются нашими верными «поводырями», ведь, без их помощи мы вряд ли смогли бы полноценно познавать окружающий мир.

Учёными доказано, что недостаточное функционирование, хотя бы одного анализатора компенсируется усилением функций других рецепторов. Глухие люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или же не слышат вообще.

Они не с дефектом, просто немного иначе воспринимают мир нежели мы. Возможно, причиной патологии был сбой в генетическом коде, вредные привычки родителей, осложнения во время родов, перенесенные в детстве инфекционные заболевания, воздействия чрезмерного шума или же старения.

И так, что же такое «этикет»? Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе. То есть, это индикатор, который указывает на степень воспитания и образованности человека, как единицы общества. Для того чтобы найти общий язык, необходимо следовать неким этическим правилам общения с глухими людьми .

Давайте рассмотрим эти правила.

1. Попытайтесь понять, что же хочет вам донести человек

Не брезгуя, не насмехаясь и не кривясь. Искренне понять. Ведь ему так же тяжело донести информацию, как и вам растолковать его знаки. Для этого нужно запастись терпением и постараться найти подход.

2. Используйте азбуку жестов

В словаре глухонемых насчитывается около 2 000 жестов.

Для того чтобы людям было проще общаться создали «язык глухих» (его еще называют армсленг и жестуно ). С его помощью можно свободно освоить основы мимики. В словаре глухонемых насчитывается около 2 000 жестов. Только для того чтобы правильно их использовать необходимо обучиться специальным навыкам. Ведь вы не просто воспринимаете информацию, а считаете мысли другого человека без слов.

3. Примените технику чтения по губам

Это довольно-таки сложно и требует квалифицированной подготовки. Кроме того, чтение с губ требует большой концентрации, и может быть чрезвычайно утомляющим.

4. Переписка

Если же попытки найти общий язык увенчались неудачей, попробуйте написать записку.

Нужно с уважением относиться к «глухим» людям. Они особо нуждаются в понимании и поддержке. Только не стоит путать эти чувства с жалостью. Ведь чем больше её в жизни, тем меньше желания бороться с трудностями.

Независимо от причины, вызвавшей тугоухость, при общении со слабослышащим человеком, необходимо соблюдать следующие правила:

· перед началом разговора слегка прикоснитесь к руке человека, чтобы обратить на себя внимание;

· убедитесь, что слуховой аппарат включен и нормально работает;

· так как слабослышащий человек плохо воспринимает речь, если есть звуковые помехи, во время разговора устраните посторонние звуки в помещении (выключите телевизор или радио, закройте окно или дверь, попросите не разговаривать других людей, находящихся в помещении и т.п.);

· многие слабослышащие хорошо читают по губам, поэтому, разговаривая с человеком, располагайтесь лицом к лицу, чтобы он мог видеть движения ваших губ и выражение лица, не прикрывайте рот рукой во время разговора, стойте так, чтобы ваше лицо было хорошо освещено;

· при разговоре расстояние между говорящим и слушающим не должно быть более 2 м;

· говорите медленно, внятно и немного громче, чем обычно;

· не произносите слова неестественно, намеренно по слогам и не кричите;

· разговаривайте чётко и спокойно - это помогает человеку, который читает по вашим губам, лучше Вас понять;

· не повторяйте одно и то же слово несколько раз;

· старайтесь произносить предложения монотонно - не понижайте голос в середине или в конце фразы;

· используйте жесты и мимику для того, чтобы помочь объяснить, о чём Вы говорите;

· если человек плохо слышит на одно ухо, то необходимо расположиться со стороны его лучше слышащего уха;

· если человек Вас не понимает - пишите сообщения на бумаге;

· если Вы видите, что человек не понял Вас, измените слова, а не громкость Вашего голоса. Крик иногда только ещё больше огорчает человека, и он всё равно не может понять, о чём Вы говорите;

· будьте доброжелательны при разговоре со слабослышащим, иначе он может обидится на вас и не захочет продолжать разговор;



· высокие тоны также трудно воспринимаются человеком, имеющим проблемы со слухом;

· старайтесь в присутствии слабослышащего человека не разговаривать с другими людьми шепотом или тихо - это может вызвать раздражение или обидеть его; он может увидеть в этом какой-нибудь злой умысел или насмешку над собой;

· в экстренной ситуации не забудьте помочь людям со сниженным слухом, потому что они могут не услышать сигнал или указания к действию.

Под термином «кохлеарная имплантация» подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва.

Все кохлеарные импланты представляют собой биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Исследования в области электрической стимуляции слуховой системы насчитывают многие десятилетия, однако, лишь в течение последних 30 лет были разработаны имплантируемые устройства, предназначенные для длительной электрической стимуляции у человека. И уже за эти годы был отмечен существенный прогресс, одноканальные системы были вытеснены многоканальными системами со сложными стратегиями кодирования речевой информации.

Кохлеарный имплант обычно обеспечивает:

1. Восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости, т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи. При этом следует заметить, что для реализации этих возможностей требуется адекватная настройка речевого процессора кохлеарного импланта квалифицированными специалистами, а также необходимы занятия с подготовленными сурдопедагогами по специальным индивидуальным программам для обучения и привыкания к новому «слуховому» восприятию;

2. Значительное улучшение в определении нормальных, ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь или дверной звонок, звуки мотора или гудка, телефонные звонки, музыка и др.;

3. Психологический «прорыв» в мир звуков. В результате кохлеарной имплантации люди, страдающие полной глухотой, начинают слышать.

Недостатком метода является значительная межиндивидуальная вариабельность результатов улучшения слухового восприятия речи после кохлеарной имплантации. Несмотря на то, что был выявлен целый ряд факторов, существенных для прогноза восприятия речи имплантированными больными, точный прогноз, в настоящее время невозможен.

В настоящее время оториноларингология располагает достаточно эффективными средствами восстановления слуховой функции у большей части детей, страдающих острым и хроническим гнойным средним отитом, сухим перфоративным отитом, экссудативным и адгезивным средним отитом, а также врожденными пороками развития наружного и среднего уха. Однако эти больные составляют лишь 20 проц. от общего числа детей с социально непригодным слухом. Основная же группа тугоухих и глухих детей - больные с сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено эффективных средств.

Важнейшим и нередко единственным средством социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха является слухопротезирование (электроакустическая коррекция). Ежегодно в Российской Федерации нуждаются в слухопротезировании 150 тыс. детей.

Слухопротезирование у детей во многом отличается от электроакустической коррекции у взрослых. У взрослого при электроакустической коррекции нарушения слуха требуется восстановить способность узнавания речевых сигналов, а у детей - способность к обучению речи. Для узнавания речевых сигналов достаточно частотной информации об акустических характеристиках, тогда как для обучения речи требуется полная информация об акустических свойствах речевых сигналов.

При подборе слухового аппарата (СА) взрослым преобладает субъективная оценка ими эффекта от СА. У детей субъективная оценка не всегда достаточно достоверна. Наибольшие сложности возникают при слухопротезировании у маленьких детей. Если усиление звука слишком велико, возникает опасность акустической травмы внутреннего уха, если мало - СА не будет выполнять свою функцию.

Необходимость слухопротезирования определяет оториноларинголог или сурдолог после аудиологического обследования ребенка. Электроакустическая коррекция слуха проводится в сурдологических центрах, лабораториях и кабинетах слухопротезирования. Слухопротезирование проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Разработка и внедрение компьютерных систем анализа (КСА) - принципиально новый, можно сказать революционный, шаг в слухопротезировании. Это дало возможность автоматизировать процесс подбора СА и имеет особое значение в детской практике.

С помощью КСА возможно выбирать тип СА; тестировать выбранный СА; провести точную настройку (подгонку) выбранного СА на ухе пациента в режиме его непосредственного использования.

Для соединения СА с ухом больного используется ушной вкладыш (УВ). От его формы, качества и особенностей во многом зависит эффект слухопротезирования. Неплотное прилегание УВ к стенкам наружного слухового прохода приводит к возникновению акустической обратной связи (свист), образующейся между телефоном и микрофоном СА. Поэтому в большинстве случаев, особенно когда требуется большое акустическое усиление, следует рекомендовать больному изготовление индивидуального УВ. Индивидуальные УВ особенно важны в детской практике, в первую очередь у маленьких детей, так как стандартные УВ приводят обычно к неудовлетворительным результатам электроакустической коррекции слуха даже при использовании качественных СА.

После изготовления индивидуального УВ наступает сурдологопедический этап. Его проводит сурдопедагог, задачей которого является обучение ребенка пользованию СА, при необходимости - чтению с губ. Сурдопедагог производит оценку степени эффективности слухопротезирования.

Следующий этап - адаптационный. Продолжительность его зависит от возраста ребенка и степени тугоухости. В течение этого времени ребенок и его близкие осваивают правила эксплуатации СА. После окончания этого этапа или в случае неэффективности СА ребенок с родителями вновь приходит к сурдологу для обследования.

Заключительный этап - конечная цель слухопротезирования. Он продолжается в течение всего времени пользования СА. Тугоухий ребенок не реже 1 раза в 6 месяцев, а при необходимости и чаще должен быть осмотрен сурдологом для контрольной аудиометрии, решения вопроса о замене индивидуального вкладыша и, если нужно, подгонки СА на КСА.

Таким образом, наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления на аудиологическое обследование. Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Опубликовано 20 июня 2011, 21:13 | 735 людей просмотрели Что, если ребёнок родился глухим? Как формируются мысли в уме глухого? ...

Как вы научились родному языку? Наверное - ещё в младенчестве, слушая как говорят на нём близкие и друзья. Большинство людей осваивает язык на слух и выражает свои мысли с помощью речи. Формулируя мысль, слышащие люди воспроизводят в уме слова и фразы и произносят их.

Но что, если ребёнок родился глухим? Как формируются мысли в уме глухого?

У людей, которые не слышат, функцию изучения языка обычно выполняет не слух, а глаза. Человеческое желание общаться настолько сильно, что заставляет преодолевать любые препятствия. Во всём мире, стремясь удовлетворить свою потребность в общении, глухие разработали не один язык жестов. Жизнь сводила этих людей и появилась сложная речь, приспособленная для зрительного восприятия - ЯЗЫК ЖЕСТОВ.

В чём же заключается особенность этого языка и людей, для которых этот язык родной?

Особенности языка и мышления глухих

У нас, слышащих людей, определённые сочетания звуков - слова, обрабатываются отделом головного мозга и связываются с определёнными картинками в воображении человека. Например, вспоминая, что мы вчера делали, мы вспоминаем не набор слов, а изображения . Эти изображения наш мозг кодирует в слова, и мы произносим их вслух. А у глухих мозг не кодирует изображения в слова. Полученная информация запечатлевается в мозге в виде картинок.

Именно в виде картинок и мыслят глухие. Глухим людям вовсе не обязательно облекать мысли, абстрактные и конкретные понятия в словесную форму. Многие глухие думают на языке жестов точно так же, как мы формулируем мысли на родном языке.

Также чтение, как правило, связано со слуховой памятью: читая, мы вспоминаем звучание слов. И значительная часть того, что мы читаем, понятна нам потому, что мы эти слова слышали уже. Хотя некоторые из глухих читают хорошо, большинству это даётся с трудом. Когда слышащие дети учатся читать, они начинают сопоставлять звуки и слова, которые уже знают, со знаками, напечатанными на бумаге.

А теперь представьте себе, что вы находитесь в чужой стране в звуконепроницаемой комнате со стеклянными стенами. Вы никогда не слышали язык, на котором здесь говорят. Каждый день местные жители подходят к вам и говорят какие-то слова через стекло. Вы не слышите, что они произносят, а только видите движение их губ. Осознав, что вы их не понимаете, они пишут те же самые слова на бумаге и показывают вам через стекло. Им почему-то кажется, что вы их обязательно поймёте.

Как вы себя почувствуете? В такой ситуации общаться было бы для вас почти невозможно. Почему? Потому что написанное отражает речь на языке, который вы никогда не слышали.

Именно в таком положении находится большинство глухих людей. Мышление глухих людей отличается от мышления слышащих - глухие используют для общения уникальный жестовый язык и являются народом, имеющим свою культуру, привычки поведения и общения.

Многие кто имеет большой опыт общения с глухими, замечают, что требуются усилия, чтобы понять особенности культуры глухих людей. Их мышление и поведение отличаются прямотой. Иногда это удивляет и может привести к недоразумениям. Глухие привыкли всё сравнивать.

Так, например, они , и это не является чем-то обидным - это особенность их народа. У языка жестов есть своя грамматика. Например, в начале предложения указывается предмет обсуждения и затем о нем что-то сообщается.

Основная черта многих языков жестов состоит также в построении событий во временной последовательности. Нередко грамматические функции выполняет и мимика: она, например, помогает отличить вопрос от повеления, "Условное наклонение" от утверждения. Зрительная природа языка жестов позволила выработать эти и многие другие черты, присущие ему одному.

Глухие - прекрасные рассказчики, очень , и у них хорошее чувство юмора. Один человек, у которого родители глухие, рассказывает: "Сколько себя помню, рядом со мной всегда были глухие люди. Они дают мне намного больше, чем могу дать им я. У глухих можно многому научиться" .

Внимательно наблюдая за такими и мышления глухих людей, мы научимся лучше общаться с ними на их "родном" языке!

Загрузка...