elenaphotovrn.ru

А. И. Копытин Теория и практика арт-терапии. Арт-терапия женских проблем Копытин арт терапия

А. И. Копытин

Теория

и практика

АРТ-ТЕРАПИИ

Санкт-Петербург

Москва ■ Харьков ■ Минск 2002


Александр Иванович Копытин Теория и практика арт-терапии

Серия «Золотой фонд психотерапии»

Главный редактор Е. Строганова

Занедушщий iicMxojiui ической редакцией Л. Винонуроп

Зам. iaa. психологической редакцией И. Карпова

Художественный редактор В. Шимкевич

Ведущий редаигюр А. Борин

Литературный редактор А. Ефремов

Художник обложки К. Радзевич Корректоры Л. Комарова, М Рошале

Верстка И. Ощютнв

ББК 53.57 УДК 615.851 Копытин А. И.

К65 Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»),

ISBN 5-318-00710-4

В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в рллшх областях психотерапевтической ирикшкн. Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических нэможностеЙ рисуночных меюдик. Книга КПЮЧЖ1 осповш.те положения разработанной автором концепции системной арт-терапии. Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе. Обсуждается связь современной арт-терапии с практикой худижесшешюю яван-шрда. Книга адресована врачам , психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим спе­циалистам сферы охраны психическою чдорииьн, о также студентам психологических и медицинских фа-кул ьтетоп вузов.

©А. И. Копытин, 2002

© Издательский дом «Питери, 3002

Вое права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведен в в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владейьцев авторских прав.

ISBN 5-318-00710-4

ЗАО «Питер Буки. 196105, Синкт-Псггрбург, Ыи1»ди1наяуп.,д. 67.

Лицензия ИД № 01940 mOS.OU.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции OK 0O5-93, тон 2; D53OOO - ВНП и брошюры

Падписанов печать 21.12.01. Формат 70*100"/,. Усл. п, л, :9,б7. Тираж 5000 экз.3аказ№2449.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП "Печатный дяори им. А М Горького Мииисгврспш РФ пи чипам печати,

11тлер!|диовещания и средств массовых коммуникаций.

197110. Санкт-Петербург, Чкаловскнй пр., 15.

Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава1. Определение арт-терапии 14

Заключение 20

Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21

Предшественники и пионеры арт-терапии 22

Создание первых профессиональных объединений 31

Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения

в условиях и оплате труда арт-терапевтов 34

Арт-терапевтическое образование 37

Заключение 43

Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия

в арт-терапии 45

Фактор художественной экспрессии 45

Фактор психотерапевтических отношений 54

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 62

Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 67

Подготовительный этап 70

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала

изобразительной деятельности клиента 74

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений

и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента 79

Завершающий этап (терминация) 87

Заключение 92

Часть П. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Глава 5. Формы групповой арт-терапии 96

Студийная открытая группа 98

Динамическая (аналитическая) закрытая группа 102

Тематическая группа 105

Заключение 108

Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия

в групповой арт-терапии 109

Фактор художественной экспрессии 109

Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений 130

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 138

Заключение 153

Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии 154

Бикини, богини и Микки Рурк 155

Градаемной и небесный 163

Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого

самовыражения в групповой арт-терапии 174

Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого

самовыражения в арт-терапии 174

Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой

экспрессии с групповыми процессами 177

в невербальной коммуникации 186

Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт 196

Заключение 217

Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами 221

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию

арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами 221

Основные проблемы использования арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами 223

Исследование эффектов применения арт-терапии в работе

с психиатрическими пациентами: основные задачи 230

Выбор моделей арт-терапии 231

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность,

структура и содержание сессий.;, 233

Состав групп и порядок направления на арт-терапию 235

Задачи арт-терапевтической работы 237

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов 238

Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы 240

Пример! 240

Пример 2 261

Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими

пациентами 268

Фактор художественной экспрессии 270

Фактор психотерапевтических и внутри групповых

коммуникативных процессов и отношений 274

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 279

Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени 282

Заключение 287

Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская

стандартизация рисуночного теста Сильвер 289

Цели и задачи исследования 291

Краткое описание рисуночного теста Сильвер 292

Когнитивный аспект 293

Задание на прогнозирование 293

Задание на рисование с натуры 293

Задание на воображение 293

Эмоциональный аспект 294

Шкала оценки эмоционального содержания рисунков 295

Шкала оценки образа «Я» 296

Характеристика респондентов 296

Результаты и их обсуждение 299

Выводы 310

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312

Приложение 1. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЕБ-РЕСУРСЫ 316

Приложение 2. ЦЕНТРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 319

Бельгия 319

Университет Леувен, совместно с Институтом Лемменса 319

Великобритания 321

Университет Англия Политехникум 321

Центральная школа речи и драмы Л 323

Колледж Южного Девона 324

Университет Хертфордш ира 326

Колледж Гольдсмита, Университет Лондона 332

Университет Шеффилда 335

Университет Королевы Маргариты, Эдинбург 337

Германия 338

Школа искусств Дрездена 338

Университет Мюнстера 339

Школа арт-терапии Нуртингена 340

Нидерланды 340

Университет профессионального образования Арнхема

и Ниймегена 340

Институт профессионального образования Северных Нидерландов.. 344

Университет профессионального образования Эншеде 346

Университет профессионального образования Лимбурга 347

Университет профессионального образования Утрехта 349

Финляндия 351

Университет изобразительного искусства и дизайна Хельсинки 351

Политехникум Северной Карелии 352

Академия Сибелиуса 353

Франция 353

Университет Рене Декарта, Париж 353

Швеция 357

Университет Умеа 357

ЛИТЕРАТУРА 359

Введение
Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего вре­мени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении бы­ло известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его тол­кований. Появилось немало людей , которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.

Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в ака­демических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стрем­ление составителей «Психотерапевтической энциклопедии* (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью* представить «все основные сведе­ния о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерп­нута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечест­венных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и суще­ствовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.

Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на рус­ском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей

10 Введение

развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всесто­роннего, системного описания.

На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать: характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;

представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связанном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;

анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;

описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий , каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;

характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.

Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-терапия*- в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характер­ными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой раз­нообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал раз­личные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправдан­ным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.

В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевио-ральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории куль­туры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представле­ний общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксаль­ной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведе­ние и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и воз­раст, расовую и этническую принадлежность , культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными мо­делями культуры, системой ценностей и установок представителей различных

Введшие 11

профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эф­фективное использование методов практической работы и исследований невоз­можны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освое­ния арт-терапевтами тех «территорий*, которые традиционно занимали социоло­ги и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербаль­ных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.

Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной ком­муникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные фор­мы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть вес­кие основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербаль­ной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К со­жалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уде­ляется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирую­щие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование ин­новационных форм работы мультимодального характера.

Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стан­дартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера-певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию , а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного под­хода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, напри­мер, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольными автор стремился учесть особенности институциональной культуры и полити­ки государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные/микросоци­альные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контексту­ального характера.

При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер особое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-незави­симых переменных графической продукции. Результаты этого исследования ука­зывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным и внесистемным феноменам.

В последние годы заметно активизировались контакты между представителя­ми арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информаци­ей в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стан­дартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических представлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая -«нейтральность*- системного подхода в сочета­нии с постмодернистской «интертекстуальностью в- могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии -шетаописаний» в современной арт-терапии.-

Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы вы­ступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способно­сти к эффективной работе в условиях современного мульти культурного общества.

В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и ви­да профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько де­сятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и раз­витую сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп. На современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание мно­гообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных мо­делях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма ни одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги на­деется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями , читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать. Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что его читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идео­логических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было бы назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре - не структура, а то, что выводит за ее преде­лы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, со­бытие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других - клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.

Доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.

Родился 4 февраля 1959 г. в Воронеже. Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982 г. В дальнейшем обучался в клинической ординатуре на кафедре психиатрии того же института. Ещё в период обучения в клинической ординатуре проявил интерес к изучению и использованию художественной экспрессии душевнобольных в целях диагностики и повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. В 1983 г. разработал оригинальную проективную цветовую методику ("Мозаика"), которую начал активно использовать в работе с пациентами.

С 1984 г. по 1999 г. работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 г. поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 г. успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук по специальностям "медицинская психология" и "психиатрия" (тема диссертации: "Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний").

С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда/Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии "Иматон", Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).

Вместе с группой коллег в 1997 г. создаёт региональную общественную организацию "Арт-терапевтическая ассоциация" и в том же году учреждает "Международный журнал арт-терапии "Исцеляющее искусство"". С середины 1990-х годов развивает сотрудничество с ведущими зарубежными центрами и профессиональными организациями в области арт-терапии и организует многочисленные научно-практические форумы по проблемам изучения психопатологической экспрессии, использования творческого потенциала людей с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапи. Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создаёт оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями её эффектов.

С 2000 г. является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 г. избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 г. — член научно-редакционного совета международного журнала "Тело, движение и танец в психотерапии" — Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice.

В 2010 г. при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук (по специальности "медицинская психология") на тему "Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты".

Список основных работ

Монографии и сборники научных трудов:

  1. Копытин А.И. Основы арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Лань, 1999. — 254 с.
  2. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). — СПб.: Питер, 2000. — 285 с.
  3. Копытин А.И. Системная арт-терапия/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. — 216 с.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2003. — 320 с.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2006. — 197 с.
  7. Арт-терапия — новые горизонты (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2006. — 336 с.
  8. Копытин А.И. Техники аналитической арт-терапии./А.И. Копытин, Б. Корт. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  9. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. — 288 с.
  10. Копытин А.И. Руководство по фототерапии/А.И. Копытин, Д. Платтс. — М.: Когито-Центр, 2009. — 184 с.
  11. Копытин А.И. Техники фототерапии/А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2010. — 128 с.
  12. Арт-терапия женских проблем (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2010. — 270 с.
  13. Копытин А.И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — СПб.: Речь, 2010. — 250 с.
  14. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств./А.И. Копытин. — СПб.: Речь, 2011. — 368 с.
  15. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). — М.: Когито-Центр, 2012. — 285 с.
  1. Копытин А.И. Применение некоторых клинико-психологических методик для дифференциальной диагностики депрессивных состояний/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1990. — №4. — С. 95-99.
  2. Копытин А.И. Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности/А.И. Копытин//Психологический журнал. — 2004. — №5. — С. 90-97.
  3. Копытин А.И. Некоторые проблемы использования арт-терапии в психиатрии/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2004. — №5. — С.77-82.
  4. Копытин А.И. Ранние аналоги и современные методы арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами/А.И. Копытин//Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — №2. — С. 90-102.
  5. Копытин А.И. "Диалог" с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации/А.И. Копытин//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — №12. — С. 71-77.
  6. Копытин А.И. Арт-терапия как составная часть системы психиатрического обслуживания/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №3.- С. 72-78.
  7. Копытин А.И. Изменение психического и социального статуса наркозависимых в ремиссии при групповой арт-терапии/А.И. Копытин, О.В. Богачёв//Психологический журнал. — 2009. — №1. — С. 86-95.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в клинике пограничных состояний/А.И. Копытин//Психическое здоровье. — 2009. — №8.- С. 58-65.
  9. Копытин А.И. Арт-терапия в психиатрии и общей врачебной практике/А.И. Копытин//Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. — 2009. — №3 (30). — С. 142-148.
  1. Kopytin A. The Silver Drawing Test of Cognition and Emotion: standartisation in Russia/А. Kopytin//American Journal of Art Therapy. — 2002. — Vol. 40, May. — P. 223-258.
  2. Kopytin A. Photography and art therapy: an easy partnership/А. Kopytin//Inscape. The Journal of the British Art Therapy Association. — 2004. — №2. — P. 49-58.
  3. Kopytin A. Using silver drawing test for assessing normal and traumatised children and adolescents living in the areas affected by Chernobyl nuclear accident/А. Kopytin//Trauma und Kreativitat. Therapie mit kunstlerischen medien (eds R. Hampe, Ph. Martius, A. Reiter, G. Schottenloher, F. Von Spreti). — Bremen: Verlag Universitat Bremen. — 2004. — P. 407-416.
  4. Kopytin A. Fantasizing about violence: using the Draw-a-Story Test in assessing adult psychiatric patients who committed severe criminal acts and delinquent adolescents (Chapter 7)/А. Kopytin, V. Sventsitskaya, E. Svistovskaya//Aggression and Depression assessed through art (ed. R. Silver). — New York: Brunner and Routledge. — 2004. — P. 141-160.
  5. Kopytino A. Meno terapija dirbant su priklausomybe turinciais paaugliais/А. Kopytino//Dailes terapija. Seminaru uzrasai (Rasa Kucinskiene). — Vilnius: Kronta. — 2006. — P. 65-84.
  6. Kopytin A. Promoting understanding and tolerance through art: antistigma experience by the means of interactive exhibitions/A. Kopytin//Collection of scientific papers. — Riga: Riga Stradins University. — 2008. — P. 124-128.
  7. Kopytin A. Antistigma experience by a means of interactive exhibitions/A. Kopytin//The person in art (eds. Hans-Otto Thomashoff and E. Suhanova). — Hauppauge, New York: Nova Science Publishers. — 2008. — P. 123-139.
  8. Копытин А.И. Арт-терапия в лечении и реабилитации пациентов с различными психическими расстройствами/А.И. Копытин//Menu terapija reabilitacijoje: situacija ir perspektivos. Respublikines mokslines-praktines konferencijos. — Klaipeda: Klaipedos universitetas. — Klaideda, November 2-4, 2009. — P. 80-95.
  9. Kopytin A. Photography and art therapy: possibilities for partnership/A. Kopytin//KunstReiz. Neurobiologische aspekte kunstlerischer therapien (eds. R. Hampe, P.Martius, D. Ritschl, F. von Spreti, P. Stalder). — Berlin: Frank & Timme. — 2009. — P. 479-492.
  10. Kopytins A. Terapeitiskie faktori makslas terapijas grupa/A. Kopytins/K. Marninsone//Makslas terapija: teorija un prakse (ed. K. Martinsone). — Riga: Drukatava. — 2009. — P. 422-431.
  11. Kopytin A. How to overcome psychiatric stigma through art/H.O. Thomashoff, E. Sukhanova, A. Kopytin //Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). — Athens: Beta Medical Publishers. — 2009. — P. 223-236.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Копытин Александр Иванович

Копытин Александр Иванович — психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, доцент каф. психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, вице-председатель секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации.

Профессиональные достижения А.И. Копытина

Проявив интерес к изучению и применению художественной экспрессии душевнобольных в диагностике, лечении и реабилитации, еще во время своего обучения в клинической ординатуре, Копытин А.И. продолжил работу в этом направлении и стал создателем уникальной системы арт-терапевтического образования в России, а также основателем и председателем РОО «Арт-терапевтическая ассоциация». Во многом благодаря Александру Ивановичу Копытину арт-терапия получила свое распространение на территории бывшего СССР.

Участие в арт-терапевтическом клубе

ООО «Портал психологических услуг» много лет сотрудничает с Александром Ивановичем и Российской арт-терапевтической ассоциацией в организации и проведении Московской международной арт-терапевтической конференции: «Арт-терапия в современном мире: в образовании, медицине, бизнесе и социальной сфере», в организации семинаров, тренингов по арт-терапии, программ повышения квалификации, в реализации книг и публикаций.

Под эгидой РОО «Российская арт-терапевтическая ассоциация» был создан в Москве в 2011 году «Международный арт-терапевтический клуб» (МАК).

_____________________________________

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

Арт-терапия в контексте культуры и технологии

Копытин Александр

Копытин Александр - психиатр, психотерапевт, канд. мед. наук, доцент каф. психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, основатель и председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», создатель системы арт-терапевтического образования в Российской Федерации, автор оригинального метода - системной арт-терапии (САТ), имеет более 60 научных трудов (включая восемь монографий) по арт-терапии.

Данное сообщение представляет собой краткий обзор развития арт-терапии во второй половине ХХ в. — начале XXI в. Обсуждается влияние культурных и технологических факторов на арт-терапию как преимущественно «трансатлантический» феномен, связанный с инициативами художников (и в меньшей степени, клиницистов) в таких странах, как Великобритания и США. Показаны достижения и проблемы арт-терапии на текущем этапе ее существования в разных странах, в том числе, Российской Федерации. Рассматриваются неоднозначные перспективы ее дальнейшего существования как внутри, так и за пределами «трансатлантического» сообщества.

Следуя оригинальному англоязычному определению арт-терапии, принятому международным сообществом (Aмериканская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования), под арт-терапией автор понимает лечебное применение изобразительных средств. Арт-терапия является одной из форм терапии искусством, в ряде стран - парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия.

Историческое развитие данной формы терапии искусством может быть разделено на три этапа:

1.этап предшественников и пионеров арт-терапии (период до конца 1950-х гг.);

2.этап начального становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.);

3.этап «созревания», переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.).

Этап предшественников и пионеров арт-терапии

Данный этап развития арт-терапии был ознаменован следующими актуальными социокультурными тенденциями:

·социальными реформами,

·реформами в области образования и общественного здравоохранения (1940-е гг.),

·инновациями в области изобразительного искусства, поиском новых средств выразительности - развитием модернистского искусства.

Это - период предшественников и пионеров арт-терапии, к которым можно отнести исследователей и коллекционеров психопатологической экспрессии - психиатров, художников, искусствоведов (Г. Принцхорн, Ж. Жебюффе), психоаналитиков (К.-Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон), художников и художественных педагогов, развивающих инновационные подходы к художественному образованию в клинической и образовательной среде (Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, Г. Рид, М. Ричардсон).

Основные проблемы, связанные с деятельностью предшественников и пионеров арт-терапии, заключались в следующем:

·отсутствии единого понимания сути, задач и механизмов лечебного воздействия арт-терапии,

·преобладании эмпирической арт-терапии со слабо оформленной методологией,

·отсутствии каких-либо исследований, подтверждающих воздействие арт-терапии, поскольку деятельность пионеров арт-терапии опиралась исключительно на веру в исцеляющий потенциал искусства и собственный опыт психологической интеграции,

·разрозненности арт-терапевтического сообщества, что не позволяло осуществлять целенаправленную политику, связанную с защитой интересов пионеров арт-терапии и ее внедрением в практику,

·отсутствии гарантированных рабочих мест, критериев оплаты труда арт-терапевтов,

·отсутствии программ арт-терапевтического образования.

Начальная фаза становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.)

Начальная фаза становления профессии арт-терапиипротекала на фоне таких актуальных социокультурных тенденций, как:

·поиск культурных альтернатив, социальные инновации в условиях обостряющихся противоречий между либеральной и консервативной моделью развития общества,

·реорганизация общественного здравоохранения, реформы в области психиатрии,

·переход к постиндустриальному обществу.

Данные тенденции оказали следующее влияние на формирующееся арт-терапевтическое сообщество:

1.придали «радикальный» характер арт-терапевтическим инициативам (арт-терапия как альтернатива сложившейся модели психиатрии, образования и др.),

2.определили возрастание роли критической мысли (феминизма, неомарксизма и др.) среди представителей арт-терапевтического сообщества, привели к повышению их политической и культурной активности (участие в общественных движениях),

3.в этот период имели место попытки создания первых теоретически обоснованных моделей арт-терапии, связанные, главным образом, с заимствованием положений психоанализа, семейной психотерапии, когнитивной психотерапии, гуманистического, феноменологического подходов и др.,

4.происходила легализация и институционализация арт-терапии, расширение спектра арт-терапевтических услуг для разных категорий населения.

В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов - первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была также основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы наблюдается активизация практического использования арт-терапии, первых научных исследований в форме описания случаев, создание первых программ арт-терапевтического образования в США и Великобритании.

В 1982 г. Британский Департамент Здравоохранения и Социальной Безопасности принимает закон, регламентирующий профессиональную роль и оплату труда арт-терапевтов. Великобритания стала первой страной, где вступил в силу закон, связанный с арт-терапевтической деятельностью. Благодаря этому государство через систему здравоохранения получило больший контроль над деятельностью арт-терапевтов, а они, в свою очередь, обрели рычаги влияния на систему здравоохранения и другие социальные институты.

Переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.)

Для этого периода в развития арт-терапии характерны такие социокультурные тенденции, как:

·возрастание влияния постмодернисткой мысли,

·глобализация, переход к информационному типу культуры, с характерными для нее открытостью, множественностью, мультикультурализмом, виртуальностью, неопределенностью,

·прагматика, давление экономических реалий,

·иной правовой контекст, связанный с повышенным вниманием к интересам граждан и меньшинств (гражданское общество),

Влияние этих социокультурных тенденций на на арт-терапевтическое сообщество определило:

1.усиление междисциплинарных связей арт-терапии, начало более активного диалога арт-терапевтов с представителями медицины, психологии, нейропсихологии, социологии, культурологии др.),

2.включение арт-терапевтов в полипрофессиональный контекст, согласование ими своей работы с другими специалистами на основе биопсихосоциальной модели психических и соматических болезней и их лечения,

3.возрастание роли психологических и клинических дисциплин в профессиональной подготовке арт-терапевтов, усиливающееся сближение арт-терапии с психотерапией и консультированием, ее превращение в арт-психотерапию.

4.повышенное внимание к вопросам менеджмента и профессиональной этики,

5.ужесточение правового регулирования арт-терапевтической деятельности, повышение требований к эффективности и доказательности вмешательств, активизация научных исследований и переход к доказательной арт-терапевтической практике (evidence - based practice ),

6.сокращение сроков лечения, ужесточение финансовой политики государства; диверсификация услуг и финансирования,

7.«глобализация» арт-терапевтического сообщества, развитие международных связей арт-терапевтов, определение международных, в частности, общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования,

8.возрастание роли информационных технологий,

9.формирование новых философских, культурно-антропологических, психологических концепций человека.

В 1980-1990-е гг. происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е гг. также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах многих европейских стран. Происходит «дробление» арт-терапевтического сообщества, появление в нем разнородных школ и коалиций, отстаивающих собственное видение арт-терапии и реализующих разную профессиональную политику, стремящихся контролировать формирующийся в Европе сектор арт-терапевтических услуг и образования. В некоторых странах континентальной Европы создаются несколько общественных объединений арт-терапевтов (например, в Германии). Даже внутри объединений «со стажем» усиливается конфронтация между разными сегментами арт-терапевтического сообщества. В связи с этим, некоторые авторы (например, D.Waller, 1991) пишут о «процессуальной модели» профессии, имея при этом в виду то, что представление о том, что такое арт-терапия, и кто может оказывать арт-терапевтические услуги, динамично меняется.

Проблемы современной зарубежной арт-терапии

Следует отметить некоторые наиболее острые проблемы современной арт-терапии. Так, интеграция арт-терапевтического сообщества и определение международных стандартов арт-терапевтического образования встречаются с препятствиями из-за различий в национальных законах и политике национальных арт-терапевтических организаций. Переходу к доказательной практике препятствует недостаточное знание зарубежными арт-терапевтами методов исследования. Более того, наблюдается возрастающее отставание арт-терапии от развития медицины, психологии и иных областей научного знания.

Включение в полипрофессиональные бригады затруднено по причине недостаточного знания клиники и биопсихосоциальной модели медицины, дефицита знаний в области управления и организации услуг. Консерватизм части арт-терапевтического сообщества за рубежом препятствует его развитию, наблюдается недостаточное использование современных методов и инструментов научного познания и художественной практики, информационных технологий и медиа.

Относительная закрытость арт-терапевтического сообщества, обусловленная жесткими критериями членства в профессиональных организациях и допуска к арт-терапевтическому образованию и практике в некоторых странах ограничивает вовлечение в арт-терапевтическое движение представителей других профессиональных групп (врачей, психологов и др.) и, тем самым, затрудняет развитие арт-терапевтической методологии и исследований.

Многие вопросы, связанные с легализацией деятельности профессиональных арт-терапевтов, остаются неурегулированными. В 1998 г. британским парламентом был принят закон, определяющий профессиональный статус и роль арт-терапевтов, а также стандарты арт-терапевтического образования. Согласно данному закону, арт-терапевты, наряду с музыкальными терапевтами и драматерапевтами, являются вспомогательными медицинскими специалистами. Их труд в лечебных учреждениях оплачивается по тарифной сетке Национальной системы здравоохранения. В то же время, не существует тарифной сетки для арт-терапевтов в образовательных учреждениях.

Несмотря на принятые законы, арт-терапевты во многих странах (в том числе, Великобритании и США) испытывают трудности в трудоустройстве. Постоянных рабочих мест для арт-терапевтов недостаточно, и многие из них вынуждены работать по временным контрактам или имеют ограниченное количество рабочих часов и, поэтому, совмещают арт-терапетическую практику с работой в качестве художника или арт-педагога, психолога-консультанта, семейного психотерапевта (при наличии специальной дополнительной подготовки, помимо арт-терапевтической). Даже те рабочие места, которые были доступны в предыдущие годы, нередко сокращаются, но при этом отрываются рабочие места для других специалистов системы здравоохранения (эрготерапевтов, медицинских сестер). Причинами этого является сокращение финансирования общественного здравоохранения, а также повышение требований, предъявляемых к разным специалистам. Так, в частности, возрастают требования к эффективности деятельности, что диктует необходимость доказательства результатов лечения на основе применения валидных и надежных критериев. Арт-терапевты зачастую не выдерживают конкуренции с другими специалистами, поскольку в меньшей степени владеют методами исследования или ориентированы на недирективную, долгосрочную терапию, которая является более дорогостоящей и подчас менее эффективной, чем иные вмешательства.

Начиная с 1980-х гг. Британская ассоциация арт-терапевтов (БААТ) проводит переговоры с арт-терапевтическими организациями других стран Европы, связанные с выработкой общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования и практики. Принятие таких стандартов обеспечивало бы возможность профессиональной миграции арт-тарепвтов и гарантировало бы им единые условия труда и оплаты. Эти стандарты пока не приняты, что в значительной мере связано с отсутствием профессии арт-терапевта во многих странах Европы и различиями в их законодательствах. Жесткая позиция БААТ делает практически невозможным трудоустройство арт-терапевтов из стран континентальной Европы в Великобритании.

Познания зарубежных арт-терапевтов в области психологии, клиники, психотерапии и психологического консультирования остаются на недостаточном уровне.Важнейшим условием поступления на программы профессиональной подготовки по арт-терапии за рубежом продолжает оставаться наличие у кандидатов художественного образования. Подавляющее большинство поступающих, как правило, не имеют какого-либо психологической или клинической (медицинской) подготовки. Образовательные программы по арт-терапии включают блок психологических и клинических дисциплин, однако количество часов по ним сравнительно невелико.

Что касается философской и методологической платформы большинства зарубежных образовательных программ по арт-терапии, то она включает признание важной роли процесса художественного творчества, а также отношений клиента со специалистом в достижении терапевтических эффектов. Теоретической базой арт-терапии в процессе обучения выступает главным образом психодинамический подход. В этом плане система арт-терапевтического образования в таких странах, как Великобритания и США, начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени, не претерпела существенных изменений.

По нашему мнению, сильные стороны «трансатлантической» модели арт-терапии заключаются в следующем.

1.В тесной связи этой модели арт-терапии с художественным сообществом и художественной практикой. Более 90% дипломированных арт-терапевтов Великобритании и США имеют художественное образование, имеют разносторонний опыт изобразительной или художественно-педагогической деятельности. Благодаря этому, они хорошо понимают возможности разных художественных материалов, динамику творческого процесса и визуальные характеристики образов.

2.В относительно высоком уровне внедрения методов арт-терапии в разные учреждения общественного здравоохранения, образования и социальной работы. Начиная с 40-50-х гг. прошлого века арт-терапия начала применяться в государственных лечебных и реабилитационных учреждениях США и Великобритании. В дальнейшем были сделаны попытки внедрить арт-терапию в школы и исправительные учреждения, специализированные центры по оказанию помощи алкоголикам и наркоманам и некоторые другие сферы ее практического применения. Это позволило накопить эмпирический опыт работы с разными клиентскими группами и наладить взаимодействие арт-терапевтов с персоналом различных учреждений.

3.В наличии более или менее общих стандартов арт-терапевтического образования, что в сочетании с жестким контролем над допуском к арт-терапевтической практике, осуществляемым со стороны общественных организаций арт-терапевтов и государственных структур, может способствовать качественным арт-терапевтическим услугам.

4.В гарантированной оплате труда дипломированных арт-терапевтов, работающих в системе здравоохранения и наличии определенного количества рабочих мест для арт-терапевтов (главным образом, в медицинских учреждениях).

В то же время, «трансатлантическая» модель арт-терапии имеет ряд недостатков, некоторые из которых профессиональное арт-терапевтическое сообщество пытается в настоящее время устранить. Пока недостаточно ясно, сможет ли оно это сделать, оставаясь на прежних позициях и сохраняя приверженность тем принципам, которые характеризовали его на протяжении прошедших нескольких десятилетий. Работа над устранением этих недостатков является серьезным вызовом данной модели арт-терапии и может потребовать изменения системы профессиональной подготовки арт-терапевтов, организации арт-терапевтических услуг.

Развитие арт-терапии в Российской Федерации

На сегодняшний день арт-терапия в Российской Федерации продолжает оставаться инновационным здоровьесберегающим подходом, хотя в предыдущие десятилетия был накоплен определенный опыт исследования и практического использования разных форм творческого самовыражения с целью лечения и реабилитации. Так, в 1980-е гг. активизировались исследования творчества душевнобольных с клинико-психиатрических позиций, В Швейцарии вышли три тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией».

В конце 1980-х гг. формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод, Терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно). Вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг. были ознаменованы дальнейшим оживлением интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин Р. Б. 1992), созданием первых специализированных коллекций их художественных работ (коллекция «Иные»; руководитель - В. В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров. Творчество душевнобольных начинает рассматриваться уже не только с клинико-психиатрических позиций, становится предметом междисциплинарных исследований, становится объектом художественно-эстетического восприятия. Ъ

В 1990-е гг. происходит повышение интереса к использованию инновационных программ в области художественного образования, а также методов творческого самовыражения в деятельности образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьесберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. (М.Ю. Алексеева, 2003; Л.А. Аметова, 2003, А.В. Гришина 2004, Л.Д. Лебедева, 2000, 2003).

Во второй половине 1990-х гг. происходит формирование арт-терапевтического сообщества Российской Федерации. В 1997 г. в Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, ставшая ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа (международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство») включают пропаганду исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

В конце 1990-х гг. — начале 10-е гг. XXI в. происходит превращение арт-терапии (терапии искусством) в массовый профессиональный инструмент в деятельности психологов и врачей-психотерапевтов нашей страны, возрастает внедрение арт-терапии и арт-методов в здравоохранение, образование и социальную сферу.

В эти же годы происходит становление оригинальной отечественной системы арт-терапевтического образования, разрабатывается теория и методология арт-терапии на основе достижений отечественной психологии, психиатрии, педагогики и других наук.Была разработана модель лечебно-реабилитационных арт-терапевтических воздействий при психических расстройствах - системная арт-терапия (САТ) (Копытин А.И., 2010). Она соответствует условиям организации психиатрической и психотерапевтической помощи в нашей стране, базируется на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как особого вида деятельности, связанного с духовной сферой и механизмами адаптации.

В настоящее времяарт-терапевтическое сообщество Российской Федерации включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку в области арт-терапии (в отдельных случаях также - высшее образование в области арт-терапии) и регулярно использующих ее в качестве ведущего метода в своей профессиональной деятельности.

Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (принятой 16 мая 2009 г. участниками 11-ой санкт-петербургской конференции «Арт-терапия сегодня.Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе»), арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных разных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.

В этом же документе отмечено: «Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дизадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы».

Арт-терапевтическая ассоциация ориентирует своих членов, представителей арт-терапевтического сообщества Российской Федерации на систематическое повышение своей компетенции путем прохождения соответствующих программ дополнительного образования и супервизий, соблюдение норм профессиональной этики, систематические занятия художественной практикой, овладение знаниями в области визуальных искусств, психологии и психотерапии, подтверждение результатов своей деятельности путем проведения практических исследований.

Важнейшими направлениями развития и интеграции арт-терапевтического сообщества Российской Федерации являются:

· укрепление связей внутри самого сообщества, в частности, путем осуществления организованной деятельности в регионах и в рамках межрегиональных проектов;

· укрепление связей с государственными институтами и общественными объединениями, работающими над решением общих с сообществом задач;

· совершенствование менеджмента и управления деятельностью сообщества;

· привлечение дополнительных финансовых ресурсов и проведение публичных акций;

· разработка методологических аспектов арт-терапии и более четкое определение принципов арт-терапевтической деятельности;

· развитие доказательной базы арт-терапии путем активизации прикладных исследований, прежде всего, связанных с изучением ее эффектов.

Учитывая популярность в России интегративного подхода в области терапии искусством, Ассоциация допускает наличие в своих рядах специалистов, использующих разные модальности творческого самовыражения (музыку, движение и танец, драматическое искусство, литературное творчество и др.). В то же время, визуальная модальность рассматривается в качестве основополагающей.

Заключение

Автором доклада рассмотрены некоторые достоинства и недостатки «трансатлантической» модели арт-терапии, представленной в культурном и технологическом контексте, в процессе ее исторического развития. Несмотря на определенные достижения специалистов, реализующих эту модель арт-терапии, без решения ряда обозначенных выше проблем превращение арт-терапии в эффективный инструмент лечебно-реабилитационной практики, отвечающий современному уровню научного знания, экономическим, социальным и культурным вызовам нашего времени, вряд ли возможно.

Надежды зарубежных специалистов в области арт-терапии (представителей «трансатлантической» модели) на то, что ее профессионализация позволит решить многие проблемы (в том числе, их трудоустройства и достойной оплаты их труда, обеспечит широкое общественное признание арт-терапии, поступательное развитие методологии и исследований) во многом не оправдались. Перспективы существования профессии арт-терапии и системы арт-терапевтического образования в этих странах в том виде, как они существуют на сегодняшний день, туманны.

Многие проблемы, характерные для зарубежной арт-терапии, отчасти проявляются и в нашей стране. При этом автор хотел бы призвать своих соратников по арт-терапевтическому движению ценить те достоинства и преимущества отечественной арт-терапии, которые во многом связаны с ее изначально междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). Это наделяет молодую отечественную арт-терапию значительным научным и исследовательским потенциалом, многообразием ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса, способностью к экспериментам и развитию, а также возможностью интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики.

В перспективе, возможно создание в нашей стране не столько профессии арт-терапии (согласно «трансатлантической» модели ее развития), сколько нескольких моделей специализации с разными образовательными маршрутами и разным набором профессиональных компетентностей (функций):

· клинической модели (арт-психотерапии) для специалистов с медицинским, психиатрическим, психотерапевтическим образованием или клинических психологов, имеющих подготовку по психотерапии;

· психологической модели («арт-методы в психологическом консультировании») - для психологов с разной специализацией (не только по клинической психологии),

· педагогической / арт-педагогической модели («арт-методы в специальном образовании, арт-педагогике») для специалистов с высшим педагогическим образованием,

· художественно-творческой («арт-методы в художественно-творческом развитии личности») для специалистов с художественным образованием.

Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.

Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2010 году издательством Когито-Центр. На нашем сайте можно скачать книгу "Арт-терапия женских проблем" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.75 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Мастерская А.И.Копытина

Копытин Александр Иванович - врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Председатель Арт-терапевтической ассоциации .

Создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии/арт-психотерапии (САТ), российской научно-педагогической школы арт-терапевтического образования. Автор более 80 научных публикаций, в том числе, более 30 монографий, научных сборников и учебных пособий.

Мастерская А.И. Копытина адресована специалистам в области арт-терапии и тем, кто хочет ими стать, и включает в себя:

Краткосрочные программы и семинары для практикующих арт-терапевтов, с целью повышения профессиональных компетенций, освоения передового международного опыта, постоянного развития своих навыков.

Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), проводимые на базе нашего «Центра Арт-терапии», в сотрудничестве с Академией искусств Игоря Бурганова и (Санкт-Петербург), с выдачей диплома установленного образца.

Мастерская И.А.Бурганова

Бурганов Игорь Александрович - заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Международной академии архитектуры, кандидат искусствоведения. Получил дополнительное образование по арт-терапии. Создатель и учредитель Центра арт-терапии.

На базе данного Центра проводит семинары и мастер-классы по развитию и укреплению художественной базы специалистов в области арт-терапии, специализированные реабилитационные и коррекционно-развивающие арт-терапевтические программы для особых детей и взрослых, пожилых людей, подростков и иных категорий населения.

Янис Шапиро (Израиль) – арт-терапевт, юнгианский аналитик. Руководит арт-терапевтической студией на базе подросткового отделения психиатрической больницы Эйтаним в Иерусалиме в течение более 30 лет.

Ведущий лектор в Академическом колледже искусств и общества в г. Нейтания. Преподаватель программы подготовки юнгианских аналитиков Израильского Института юнгианской психологии. Занимается также частной практикой и супервизирует специалистов по арт-терапии и юнгианской терапии.

Коваленко Илья Александрович — психоаналитический психолог, арт-терапевт, медицинский психолог отделения восстановительного лечения поликлиники №220, член Российской арт-терапевтической ассоциации, кандидат Общества Психоаналитической Психотерапии. Имеет большой опыт практической работы с детьми и взрослыми. В своей работе использует методы арт-терапии, а также подходы психоаналитической, семейной терапии.

На базе центра занимается индивидуальным консультированием и психотерапией взрослых. Проводит регулярные арт-терапевтические группы и тренинги для взрослых.

Ведет обучающие программы по арт-терапии для специалистов. Проводит супервизии и консультации для практикующих арт-терапевтов.

Образование: высшее психологическое по специальности «Практическая психология» (ИППиП), профессиональная подготовка по специальности «Арт-терапия» (ИПП «Иматон»), профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия и медицинская психология» (РМАПО), специализированные обучающие семинары в рамках программы «Психоаналитическая психотерапия и психоанализ» (ИППиП) и др.

Морозова Елизавета Алексеевна – кандидат психологических наук (2005), доцент МГППУ. Закончила факультет педагогики и психологии МПГУ им. Ленина (1995), ЦФ СПАТИ «Интерстудио» (филиал ЛГИТМиКа, С-Петербург (2000).

Художник, автор перформансов и инсталляций. Участница 170 выставок в России и за рубежом. Арт-терапевт, психодраматист. Сертификат Institute for Psyshodrama, Cologne, Germany, director – Ella May Shearon, Ph. D (1996), обучение арт-терапии при Арт-терапевтической Ассоциации (СПб., 1997), сертификат программы «Арт-терапия: разнообразие подходов» (3 уровня, ИМАТОН, С-Петербург, ведущий А.И.Копытин, 1997); сертификат Международной программы повышения квалификации «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», ИППиП, 2011- 2012).

С 2004 г- основатель и ведущая перформанс-арт-терапевтической студии (Performance Art Studio). Автор статей по арт-терапии, психодраме, психологии современного искусства.

Левковская Ольга – врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт.

Врач-психотерапевт, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО Российская Медицинская Академия Непрерывного Профессионального Образования,
арт-терапевт.

Член Ассоциации детских психиатров и психологов, Российской арт-терапевтической ассоциации.

Ведет продолжительные группы и циклы по работе с подростками, образовательные программы для детей и их родителей.

Светлана Большунова — арт-терапевт, эмоционально-образный терапевт продюсер художественных и социально-просветительских проектов, художник, поэт, певица, хореограф. Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации, Ассоциации Интермодальной Терапии Экспрессивными Искусствами.

Закончила МПГУ им. Ленина, Российскую Академию Музыки им. Гнесиных (продюсерский факультет), магистрант программы «Арт-терапия в психологической практике» МСПИ, прошла 2ю ступень курса Эмоционально-образной терапии и вторую ступень «Психосоматика в зеркале ЭОТ» Центра ЭОТ проф. Линде Н.Д.. Повышение квалификации «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами и арт-терапия» в МППГУ Московский Психолого-Педагогическом Университете.

Третьякова Кристина — художник-скульптор, фотограф (курс фотографии у Александра Лапина), прошла программу повышения квалификации по специальности «Арт-терапия».

Имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, работает в медико-реабилитационном отделении психиатрической больницы №1 им. Алексеева.

На базе Центра проводит циклы для взрослых по развитию творческого потенциала, релаксации и профилактики стрессов, ведет летнюю студию, программы с использованием возможностей фото-терапии.

Бахтина Светлана — практический психолог, юнгианский аналитический психолог, имеет дополнительную подготовку по арт-терапии и активно применяет её в своей практике.

Проводит клуб общения для подростков, программы развития и работу с тревожными и агрессивными подростками. Консультирует родителей.

На базе центра ведет также программы развития и самопознания для взрослых, цикл «Путь к себе».

Федоров Олег Петрович — профессиональный художник, арт-терапевт

Член следующих творческих организаций и объединений:
— Московский союз художников (Союз художников России)
— Союз фотохудожников России
— Российская арт-терапевтическая ассоциация
— Международный арт-терапевтический клуб
— Клуб метафизических реалистов при Центральном доме литераторов.

Профессионально занимался в области театра, музыки и кино.

В работе использует интегративные методы арт-терапии.
Для своих занятий привлекает профессиональных литераторов, художников актеров и музыкантов. В чем и состоит главная особенность его арт — терапевтической деятельности, смыкающееся с новым направлением — арт-профилактикой.

Загрузка...