Пульсометрия тренировочного занятия дает возможность определять. План-конспект на тему: Хронометрирование и пульсометрия учебно-тренировочного занятия. Пульс: норма и отклонения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТОРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Хронометрирование учебно-тренировочного занятия
ПРОТОКОЛ
плотности учебно-тренировочного занятия
Учебно-тренировочного занятия по настольному теннису
Время проведения: 15 30 -17 00
Задачи:
Хронометрировал занятия: Попов Е.В.
Наблюдение проводилось за: Косован Николаем
№ п/п | Действия занимающихся | Время окончания действий | Умственная по преимуществу работа | Двигательная по преимуществу работа | Отдых | Нецелесообразные затраты времени | Примечание |
||||
Подготовительная часть 10 мин |
|||||||||||
Построение. Сообщение задач тренировки. | 0.00-0.55 | ||||||||||
ОРУ в движении: 1.Ходьба в обход, руки в стороны, вращение в лучезапястных суставах. 2.Ускоренная ходьба, руки в стороны вращение в плечевом суставе вперед- назад. 3. Наклоны на каждый шаг 4. Передвижения приставными шагами в стойке теннисиста правым и левым боком | 0.55-1.15 1.15-2.15 2.15-2.35 2.35-3.35 3.35-3.52 3.52-4.54 4.54-5.14 5.14-6.17 | ||||||||||
объяснение тренера
6.То же самое спиной вперед. 7.Передвижение скрестным шагом, правым, левым боком | 6.17-6.39 6.39-7.41 7.41-8.00 8.00-8.55 8.55-9.12 9.12-10.04 | ||||||||||
Основная часть 75 мин |
|||||||||||
1.СФП (10мин) 1.Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой. объяснение тренера 2. Имитационные упражнения с резиной. объяснение тренера 3.Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. объяснение тренера
5. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов в быстром темпе. | 10.04-10.19 10.19-12.04 12.04-12.20 12.20-14.03 14.03-14.18 14.18-16.01 16.01-16.16 16.16-18.03 18.03-18.16 18.16-19.54 | ||||||||||
объяснение тренера
| 19.54-20.32 20.32-25.01 | ||||||||||
объяснение тренера 1. Справа вправо 2.Прием вправо (индивидуальный короткий топс) 3.Слева по прямой 4.Слева влево 5. Слева вправо 6. Слева по прямой | 25.01-25.43 25.43-30.05 | ||||||||||
4. Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа (10 мин) объяснение тренера
объяснение тренера
объяснение тренера 3.Работа предплечьем |
30.37-33.11 33.11-33.41 33.41-35.08 35.08-35.36 35.36-38.04 | ||||||||||
5. Выполнение атаки (10 мин) объяснение тренера 1. Индивидуальная короткая подача объяснение тренера 2.Срезка влево объяснение тренера 3.Начало атаки слева направо | 38.04-38.39 38.39-41.37 41.37-42.06 42.06-45.11 45.11-45.43 45.43-48.59 | ||||||||||
объяснение тренера 6. Работа с БКМ | 48.59-49.33 49.33-59.48 | Работа с БКМ по круговой системе, поэтому чередуется интенсивная работа с отдыхом |
|||||||||
7. Индивидуальная игра с тренером 1. Слева влево 2. Слева по диагонали 3. Игра в две точки: в правый угол и середину 4. Игра в две точки: Левый угол и середину 5. Игра в три точки: правый угол, середину и левый угол | 59.48-60.34 60.34-70.15 | Индивидуальная работа за 10 мин с 1-2 учениками, остальные отрабатывают самостоятельно. Следующее занятие по инд работе проводится с другими детьми. |
|||||||||
объяснение тренера 8.Выполнение топ-спина справа от стола (5 мин) | 70.15-70.53 70.53-74.44 | ||||||||||
объяснение тренера 9. Игра с более сильным соперником (10 мин) | 74.44-75.02 75.02-84.51 | ||||||||||
Заключительная часть 5 мин |
|||||||||||
Подведение итогов занятия. Выявление ошибок. (5 мин) | 84.51-89.12 | 5мин 21 с | |||||||||
ИТОГО | |||||||||||
Общая плотность 89/90*100% = 99%
Двигательная плотность 75/90*100% = 83%
Выводы : общая плотность занятия соответствует нормативным требованиям, которые должны составлять не менее 80-90% при данном типе проводимого занятия. Это значит, что нецелесообразной траты времени не имело места.
Моторная или двигательная плотность занятия имеет достаточно высокий показатель, соответствует нормам занятия совершенствования навыков от 70-80%
Пульсометрия учебно-тренировочного занятия
ПРОТОКОЛ
учета индивидуальных показателей ЧСС
на учебно-тренировочном занятии
Тренировку провел Попов Владимир Николаевич
Учебно-тренировочная группа по настольному теннису
Фамилия, имя наблюдаемого - Салтыков Александр
Разряд нет
Задачи учебно-тренировочного занятия:
1. Отрабатывать прием и удары по мячу с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола.
2. Совершенствовать сложные подачи и их прием.
3. Воспитывать коммуникабельные навыки у обучающихся.
Место проведения МБОУ «Корниловская СОШ»
Численность группы 8 чел
Вид деятельности | Время измерения | ЧСС за 10 с | ЧСС за 1 мин | Примечание |
Построение, объявление задач | 03.00 | |||
Общеразвивающие упражнения (разминка) | 10.00 | |||
СФП | 18.00 | |||
Отработка техники элементов на «колесе» | 24.00 | |||
3.Совершенствование техники передвижений и поворотов в сочетании с игрой | 29.00 | |||
4. Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа | 35.00 | |||
5. Выполнение атаки | 45.00 | |||
6. Работа с БКМ | 60.00 | |||
7. Индивидуальная игра с тренером | 70.00 | |||
8.Выполнение топ-спина справа от стола | 75.00 | |||
9. Игра с более сильным соперником | 85.00 | |||
Заключительная часть, подведение итогов | 90.00 |
Графическое изображение динамики ЧСС (уд/мин)
ЧСС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 | 33 | 36 | 39 | 42 | 45 | 48 | 51 | 54 | 57 | 60 | 63 | 66 | 69 | 72 | 75 | 78 | 81 | 84 | 87 | 90 | 93 | 96 | 99 | мин |
Анализ динамики пульсовой кривой на учебно-тренировочном занятии
Динамика пульсовой кривой в вводно-подготовительной части занятия наблюдается плавный рост от 72 до 102 ударов в минуту.
Динамика пульсовой кривой в основной части занятия достигает максимума 126 ударов в минуту.
Динамика пульсовой кривой в заключительной части занятия плавное снижение пульса до 84 ударов в минуту, приближено к первоначальному, что говорит о правильном распределении нагрузки.
Общая характеристика пульсовой кривой на тренировке – учащение пульса наблюдается при усиленной скоростной работе с БКМ, при индивидуальной работе с тренером.
Характеристика действий ученика на тренировке (пропустил очередь, не проявил активности, имитирует выполнение упражнения и др) - Александр ответственно подходит к тренировкам, старательно выполняет требования тренера.
Симптомы появившиеся у спортсмена (время появление пота, состояние кожи, дыхание, координация движений, внимательность, точность выполнения команд и распоряжений) Наблюдается легкое покраснение кожи, легкое появление пота, особенно во время скоростных занятий.
Соответствие нагрузок на тренировке, уровню подготовленности спортсменов. Уровень задания, их сложность, скоростные требования соответствуют возрасту и физической подготовленности детей.
Процент учащения пульса (уровень адаптации к нагрузкам) Все дети адаптированы к подобным физическим нагрузкам.
Время восстановления пульса до исходного – через 10 минут после окончания тренировки
Выводы: динамика изменения частоты сердечных сокращений соответствует интенсивности тренировки и возрастным особенностям детей.
Протокол пульсометрии с учётом динамики интенсивности
нагрузки на занятии
Группа: УТГ
Время: 90 мин
Место проведения: МБОУ «Корниловская СОШ»
Количество учащихся: 6 чел
занятие провел: Попов Владимир Николаевич
Фамилия наблюдаемого (ученика): Салтыков Александр
Задачи занятия:
1. Отрабатывать прием и удары по мячу с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола.
2. Совершенствовать сложные подачи и их прием.
3. Воспитывать коммуникабельные навыки у обучающихся. Подготовительная часть – легкая разминка, ходьба, наклоны, передвижения с малой интенсивностью
60 мин
21
126
Основная часть – это технико-тактическое мастерство. Нагрузки средней и высокой интенсивности (спаринг-работа, игровая подготовка, БКМ, отработка элементов атаки)
80 мин
17
102
Заключительная часть – снижение интенсивности работы, подведение итогов.
Вывод: через 10 минут после окончания занятия пульс Александра пришел в начальное состояние. В вводно-подготовительной части ЧСС постепенно возрастает. В основной части занятия наблюдается пик ЧСС с максимальным значением 126 с 60 по 70 минутой работы, что соответствует самой интенсивной и скоростной части занятия. В заключительной части показатели ЧСС постепенно снижаются к первоначальному уровню, что говорит о правильном распределении нагрузки на занятии.
Урока физической культуры ____ класса МОУ СОШ №____
Место проведения: |
Спорт зал МОУ СОШ № |
|||||||
Учитель: | ||||||||
Тема: |
спортивные, подвижные игры. |
|||||||
Задачи урока: |
1. Повышение интереса к занятием физической культурой и спортом; 2. Развитие силы, ловкости, быстроты; 3. Воспитание дисциплинированности, смелости, честности. |
|||||||
Тип урока: |
комбинированный |
|||||||
Дата: | ||||||||
Наблюдение проводилось за: | ||||||||
Пульсометрию проводили: | ||||||||
Инвентарь: |
Секундомер, ручка, тетрадь |
|||||||
Время подсчета |
ЧСС за 10 сек |
ЧСС за 1 мин |
ЧСС за 1 мин |
|||||
Построение, сообщение задач урока | ||||||||
Медленный бег по кругу | ||||||||
Беговые и прыжковые упр.: прыжки на правой ноге | ||||||||
ОРУ на месте: приседания | ||||||||
Игра в футбол (мальчик) и в «Перестрелку» (девочка) | ||||||||
Игра в футбол и в Перестрелку» | ||||||||
Игра в футбол и в Перестрелку» | ||||||||
Броски мяча в кольцо (мальчик), Игра в волейбол (девочка) | ||||||||
Броски мяча в Игра в волейбол. | ||||||||
Игра в волейбол. | ||||||||
Построение. Игра на внимание «Запрещенное движение» |
Как видно из графика пульсометрии ______________________, ЧСС постепенно возрастает, что говорит о хорошем врабатывании.
В основной части урока нагрузка увеличивается, что и отражается на графике, на котором видно, что ЧСС достигает своего максимального значения - 150 уд/мин.
В заключительной части урока ЧСС понижается, что говорит о правильном распределении нагрузки на урок.
График пульсометрии №2
Вывод : из графика _____________________, видно, что ЧСС в вводно-подготовительной части урока постепенно повышается. С увеличение нагрузки в основной части урока пульс достигает максимального значения на 32 мин. и равен 138 уд/мин. В заключительной части, со снижение нагрузки падает и показатель ЧСС, что говорит о верном распределении учителем интенсивности и объема нагрузки на данном уроке.
Мероприятия в режиме учебного дня
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНАХ
Игры для V - VI классов
Игра «Смена номеров»
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
«Гонка мяча по кругу»
Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. У капитана каждой команды в руках по мячу. После сигнала мячи передаются по кругу в разные стороны своему партеру по команде, т.е. через одного игрока, так чтобы он скорее вернулся к капитану. Если мячи столкнулись, их поднимают, и с места падения продолжают игру.
Второй вариант игры заключается в том, что мячи находятся в разных сторонах круга и передаются (по сигналу) в одну и ту же сторону (вправо или влево). Задача команды - делать передачи быстрее, чтобы один мяч догнал другой.
Эстафета «Передай мяч»
Класс делится на две команды. Каждая команда выстраивается в колонну, и поднимает руки вверх, у капитана, который стоит в своей колонне первым в руках - мяч. По команде учителя мяч начинают передавать с начала колонны в ее конец, над головой, на вытянутых руках. Участник команды, стоящий последним в колонне получив мяч, бежит в начало, и вновь начинается передача мяча назад. Выигрывает команда, капитан которой вновь окажется во главе своей колонны с мячом в руках.
Эстафета со скакалкой
Класс делится на две команды, и становятся в колонну по одному. Первый и второй отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу учителя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают
на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Побеждает команда, первый игрок которой вновь окажется во главе колонны.
СПОРТИВНЫЙ ЧАС В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Игры для V - VII классов
«ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ МЯЧА»
На площадке размечают квадрат 10x10м (20x20м). В центре квадрата чертят круг диаметром 3 м. Играющие делятся на 4 команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу на одной из сторон квадрата (лицом к центру). Капитаны команд становятся в круг (лицом к своей команде), держа в руках по мячу. По сигналу каждый из них бросает мяч игроку своей команды, стоящему с правой стороны. Как только тот поймает мяч, игрок из круга бежит к своей команде и становится в шеренгу с левой стороны. Игрок, поймавший мяч, бежит в круг и бросает оттуда мяч следующему игроку своей команды (стоящему справа) и т.д. выигрывает команда, капитан которой быстрее вернется в круг.
1. если мяч не доброшен до игрока, бросавший поднимает его и, встав в круг, бросает вторично. 2. Если мяч не пойман, то за ним бежит игрок, не поймавший мяч.
«ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»
Чертится 4 параллельные линии: две средние - на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайне - на расстоянии 10-15 м от них. Класс разбивается на 2 команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги - «воробьи», другой - «вороны».
Учитель называет одну из команд - например, «Воробьи». При этом «Воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды - «Ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку преподавателя команды возвращаются на свои места. Пойманных игроков «берут в плен», они переходят в команду соперников.
Преподаватель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые слога он произносит протяжно, а последний - отрывисто: «Во-о-о-ро-о-НЫ», «Во-о-о-ро-БЬИ». До тех пор, пока учитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.
«ПЕРЕСТРЕЛКА»
Площадка делится чертой поперек на две равные части. На расстоянии 2 - 2.5 м от каждой из коротких сторон площадки проводится еще по черте. Площадка представляет собой поле, состоящее из 4 полос: две полосы узкие. Две равные команды размещаются каждая в своем городе в произвольном порядке. Учитель подбрасывает волейбольный мяч вверх на середине площадки. Игроки, не выходя из своих городов, стараются завладеть мячом. Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из города и взять в плен. Каждый игрок, задетый мячом, становится пленником, после чего он переходит на полосу, помещенную за городом другой команды. Пленник может подбирать залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды. Пленных можно освобождать. Для этого надо бросить любому пленнику мяч так, чтобы тот мог поймать его с лета. Если пленник поймает мяч, то, держа его в руках, он переходит в свой город. Обе команды стараются мешать пленникам ловить мяч. Выигрывает команда, сумевшая взять в плен игроков другой команды.
1. В игре не разрешается заходить за очерченные линии, брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, отбивать летящий мяч ладонью. В случае нарушения этих правил, другая команда получает право брать обратно в свой город любого из своих игроков, попавших в плен.
2. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, переброшенному пленному игроку, это за попадание не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустил его из рук, то в таком случае попадание считается действительным, и игрок идет в плен.
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Ходьба на месте.
И.п. -о.с.;
1 - 2 - подняться на носки, руки вверх, потянутся; 3 - 4 - И.п.
3. И.п. - ноги на ширине плеч, руки к плечам;
1 - 4 - круговые движения согнутыми руками вперед; 5 - 8 - то же назад.
4. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 - наклон вправо;
3 - наклон влево;
5. И.п. -о.с;
1 - наклон вперед, руки в стороны; 2-И.п.;
Наклон вперед с касанием руками пола;
6. И.п. - широкая стойка, руки на поясе;
Пружинистый наклон к левой ноге;
Пружинистый наклон к полу;
Пружинистый наклон к правой ноге;
7. И.п. - о.с, руки в стороны;
Прыжок, ноги врозь, руки вперед;
Прыжок, И.п.
8. И.п. -о.с;
1 - присед, руки вперед; 2-И.п.
9. Спокойная ходьба с глубоким ровным дыханием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ
1. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре! - руки шире. Пять! - руками помахать. Шесть за парту тихо сесть.
2. Утором встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно, клювиком почистил пух, Поскорей за парту - плюх!
3. Раз - подтянуться на носки и улыбнуться. Два - руки вверх и потянуться.
Три - согнуться, разогнуться. Четыре - снова все начать, Всем приготовиться опять. Пять - поглубже всем вздохнуть И немного отдохнуть. Шесть - на пояс руки ставим. Семь - повороты туловища начинаем. Восемь - восемь раз мы приседаем. Девять - потягиваемся и отдыхаем. Девять - время пришло закончить И урок наш продолжить.
А теперь, ребята, встали! Потянулись, улыбнулись Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело.
Чтоб совсем проснуться, Надо потянуться.
Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть и семь - присесть и встать. Восемь - можно день начать.
3. Пульсометрия как метод исследования.
Пульсометрия - метод, позволяющий определить адекватность реакции организма учащихся на величину выполненной физической нагрузки. Суть метода заключается в подсчете и анализе частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся в различные периоды урока или физкультурных занятий.
Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного из класса, за которым будет вестись наблюдение. для контроля выбираетс только основная медицинская. Затем в состоянии покоя(например сидя), проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).
Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в подготовительной, основной и заключительной частях урока:
♦ до начала выполнения упражнений;
♦ сразу после выполненных упражнений;
♦ во время отдыха после выполненных упражнений;
♦ во время прослушивания учащимися объяснений учителя; Последние три замера ЧСС проводим на последних минутах урока,
когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.
Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.
В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.
В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:
♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;
предложенная учителем физическая нагрузка превышала возможности детского организма, т.е. учитель не учитывал реальный уровень физической подготовленности учащихся;
учитель игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма, что говорит о низком уровне его профессиональной подготовки и др.
При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления.
Экзаменационный билет № 16
1. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
Интервальный метод внешне походит на повторный. Но если при повторном методе характер воздействия на организм определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.
По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:
1) экстенсивно-интервальный метод;
2) интенсивно-интервальный метод.
По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода
1) с постепенным увеличением длительности работы;
2) с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;
3) с чередованием длительности работы в каждой серии.
По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнение упражнения можно выделить:
1) «жесткий» интервальный метод;
2) «облегченный» интервальный метод.
Два вида:
1. МЕДЛЕННАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА
Суть ее состоит в преодолении тренировочных отрезков спортсменом в пульсовом режиме более низком, чем его соревновательный пульс и короткими интервалами отдыха, которые должны обеспечить неполное восстановление. В качестве примера приведем тренировку бегуна, использующего медленный интервальный метод (бег 5 Х 800 м) в пульсовом режиме 181 – 190 уд./мин. длительность интервала отдыха бегом трусцой (или частично ходьбой) до пульсового режима 140 – 150 уд./мин. Соревновательный пульс у данного бегуна на основной дистанции (1500 м) равен 201 – 205 уд./мин.
Данный метод применяется для развития сердечно – сосудистой систем, что влияет больше на совершенствование общей выносливости спортсмена, чем специальной. Поэтому его не следует часто применять в подготовке бегунов, тренирующихся на дистанции 800 м, и вероятно, не надо использовать во время подготовки к основным соревнованиям на дистанции 1500 м.
2. БЫСТРАЯ ИНТЕРВАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА
Суть ее состоит в том, что она по сравнению с медленной интервальной тренировки допускает более высокий пульсовой режим преодоления на отрезках и более продолжительный отдых между тренировочными отрезками, а, следовательно, большую степень восстановления.
Тот же самый пример тренировки – бег 5 Х 800 м, используемый спортсменом через несколько дней был видоизменен и превратился в пример быстрой интервальной тренировки 5 Х 800 м в пульсовом режиме 191 – 195уд./мин. и длительностью интервала отдыха бегом трусцой до пульсового режима 120 уд. /мин.
Данный метод тренировки в первую очередь оказывает влияние на развитие скелетных мышц ног. Он направлен, в основном, на совершенствование специальной выносливости и скорости бегуна и тем самым повышает выносливость скелетных мышц и выносливость сердечно – сосудистой системы, их способность переносить накопление продуктов распада и работать в анаэробных условиях (без кислорода).
Медленный интервальный метод находит основное применение на начальных этапах подготовки, быстрый в соревновательных сезонах.
Однако, чтобы метод тренировки мог классифицирован как интервальный он должен:
1)состоять из серий повторений тренировочных отрезков, преодолеваемых в пульсовом режиме ниже, чем при повторном методе.
2) включать интервал отдыха небольшой продолжительности достаточной лишь частичного восстановления частоты сердечных сокращений после предшествующей «порции» работ.
Термин «интервальная тренировка» нередко еще используется ошибочно при описании любого тренировочного метода, включающего повторение отрезков в чередовании с интервалом отдыха. Термин этот по своему происхождению действительно связан со словосочетанием «интервал» отдыха. Но интервал отдыха далеко не главный компонент данного метода, но об этом речь пойдет ниже.
Если в интервальной тренировке, например, серия преодолеваемых отрезков прерывается более длинным интервалом отдыха во время которого ЧСС у спортсмена может снизиться почти до нормального уровня (т. е. ниже 90 – 100 уд./мин.), то такая тренировка превращается в повторную. Точная граница между тем, где заканчивается один метод тренировки и начинается другой, в большинстве случаев зависит от интерпретации тренера.
Повторная тренировка представляет собой преодоление спортсменом нескольких отрезков постоянной длины, которые могут либо короче соревновательной дистанции, либо равны ей, либо длиннее ее. Пульсовой режим преодоления приведенных выше отрезков при применении повторного метода надо планировать исходя из соревновательного пульса спортсмена, который он имеет на основной дистанции.
Для наглядности приведем пример повторной тренировки для средневика на длинных отрезках по пульсовому режиму: 1000 м Х 2 с интервалом отдыха почти до полного восстановления ЧСС. Соревновательный пульс у бегуна на основной дистанции (800 м) равен 191 – 195 уд./мин. Следовательно, пульсовой режим при использовании повторного метода у спортсмена должен быть несколько выше, чем при быстром интервальном методе, т. е. 186 – 190 уд./мин. За интервал отдыха (ходьбой или сидя) ЧСС у спортсмена должна достигать уровня ниже 90 – 100 уд./мин. И только после этого можно продолжить повторение следующего отрезка. Использующие в повторном методе интервалы отдыха должны обеспечить относительно полное восстановление организма спортсмена к началу выполнения очередной «порции» работы.
Воздействие повторного метода тренировки на организм спортсмена всегда носит острый характер, поэтому его следует применять осторожно и в умеренном объеме. Небольшое количество спринтерских отрезков (30 м Х 2 – 3; 60 – 2 – 3; 100 м 1- 3), выполняемых повторным методом можно включать почти в каждом основном тренировочном занятии. Однако объем бега на коротких отрезках (200, 300, 400 м) при использовании повторного метода за одно тренировочное занятие не должно быть больше (1000 – 2000 м) для средневиков и стайеров.
Правильно применяемый повторный метод тренировки повышает способность спортсмена поддерживать довольно высокий пульсовой режим бега в течение «среднего отрезка» времени. Повторная тренировка это не спринт и не бег в полную силу. Спортсмен бежит с заданной и контролируемой ЧСС, которая зависит от того, к какой дистанции и пульсовому режиму он должен подготовить свой организм. Этот тип тренировки является средством развития специальной выносливости и скорости, а может рассматриваться и как метод, направленный на выработку темпа. Поэтому этот метод тренировки находит основное применение в соревновательных сезонах.
При включении прерывистых методов тренировки (интервального, повторного, варианты серий тренировочных отрезков и др.) в тренировочную программу тренеру или спортсмену следует учитывать пять компонентов в этих методах:
1) Длина тренировочных отрезков;
2) Пульсовой режим преодоления отрезков (т. е. скорость бега);
3) Интервал отдыха между повторениями;
4) Количество повторений в тренировочной серии;
5) Форма отдыха
Пульсометрия - это регистрация изменения пульса (частоты сердечных сокращений, чсс) под воздействием физических, эмоциональных, стрессовых нагрузок.
Метод пульсометрии
Метод пульсометрии заключается в следующем:
- замеряется пульс (ЧСС) в состоянии покоя, чаще сидя,
- проводится нагрузка (физическая, эмоциональная, стресс и т.п.),
- замеряется пульс после нагрузки,
- полученные данные заносят в таблицу,
- сравнивают с показателями нормы (если применимо) и делают выводы.
В некоторых исследованиях замеряют пульс после нагрузки несколько раз - с равными интервалами, и пока он не достигнет состояния до нагрузки. Это нужно, чтобы понять скорость восстановления.
Как мерить пульс
При методе с секундомером, считается количество "ударов" пульса за одну минуту. Замер проводится:
- на запястье,
- на шее, сонная артерия (с осторожностью, не нажимать сильно),
- на локтевом сгибе,
- на виске, выше уровня брови
Сейчас всё чаще применяют электронные пульсометры, которые стали широко распространены и доступны по цене.
Вариационная пульсометрия
Вариационная пульсометрия (ВП) - занимается изучением распределения кардиоинтервалов.
один удар пульса:
Кардиоинтервалы:
график кардиоинтервалов:
определение Mo и AMo кардиоинтервалов через построение гистограммы:
Р. М. Баевский указывает на следующие базовые показатели ВП:
- Мода (Мо) – типичный диапазон кардиоинтервалов R-R(с). По сути означает ожидаемый диапазон работы синусового узла системы кровообращения, характеризует активность гуморального канала регуляции;
- АМо – (амплитуда моды) – это процент кардиоинтервалов, укладывающихся в диапазон Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом и находится под влиянием синаптического отдела вегетативной НС;
- Вариационный размах (Вр, синонимимы - Dx, Ax) - равен максимальной амплитуде колебаний кардиоинтервалов Вр=Rmax-Rmin, означает максимальную разницу в продолжительности кардиоциклов. Обычно отражает тонус парасимпатического отдела ВНС. В особых условиях, существенное влияние на Вр могут оказывать сигналы из подкорковой области;
- ВПР - вегетативный показатель ритма. ВПР = 1 /(Мо х Вр); отражает баланс между автономным контуром регуляции и парасимпатическим отделом. Чем больше величина, тем больше вклад автономного контура;
- ИН - индекс напряжения регуляторных систем. ИН = АМо/(2ВР х Mo), отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Низкая величина ИН означает большой вклад автономного контура и парасимпатического отдела, высокий Ин - высокую степень централизации управления сердечным ритмом.
Графики вариационной пульсометрии при наблюдении за коровами:
Анализ данных пульсометрии
При анализе данных учитывают следующие показатели нормы у взрослых людей:
- Мо - 0.80 ± 0.04 сек.,
- АМо - 43.0 ± 0.9%,
- ВР - 0.21 ± 0.01 сек.
- ИН от 80 до 140 усл.ед.
Выводы
Выводы делаются на следующем основании: чем ниже ИН, тем лучше тренирован (адаптирован) к нагрузке человек. Однако ИН < 20 может говорить о вегетативной дисрегуляции, а ИН>100 - об аритмии.
хроном-е - время затрач-е на выпол-е каких-либо действий и его графич-е изаброжение состав-т его основу.Контроль расхода времени на различ.элементы уч.-вос-й Азаним-ся с помощью хроном-я для выполнения хрон-я заним-ся объед-т по сходным признакам:
Умст-е по преимущество действия-слушание пед-а, набл-е,осмыс-е воспринемаемого,проектирования предстоящих действий, взоимо контроль, взоимооценивание,обсуждение вопросов и др.
Двиг-е по преимуществу дей-я- выполнение ФУ,перемещение и установка снарядов,под-ка мест занятий,организ-е действия и др.
Отдых- учитываются и оцениваются все целесообвазные и нецел-е затраты времени.
Общая(пед-я) плотность ур .-обобщенный показатель рац-го использования времени. Независимо от типа ур.по уч-м задачам общ.плотность д.приближаться к 100%.опред-я по формуле:
Сумма рац-о затр-о времени х 100%
Время ур. =ОП
Двиг-я(мотор-я) плотность ур .- сумма показателей времени,использаванного на дв/д к общ-й продолжительности Ур. Значительно зависит от типа Ур.по уч.задачам. уровень на Ур. Сов-я тех-и движ-й и раз-я ф.качеств может достигать 70-80%. На Ур. С обр-й направл-ю, где предусмотрено решение соотв-х задач, требую-х затрат времени на ум-ю деят-ть зан-ся, двиг-я плотность млжет находиться в пределах 50%. Определяется по формуле:
Сумма времени,затр-го на дв/д х 100%
Время Ур. = ДП
Студент для провед-я хрон-я д.под-ся: изучить план-конспект,опрд-ть тип ур.,под-ть секундомер(часы),знать А с ним, наметить уч-ка для наблюдения, не предупр-я его об это, под-ть протокол для записи по форме
Пульсом-я : на основании показателей пульса выяв-я реа-ясердца на нагрузку,вызванная определеннымупр-м или серией их, а также динамика этих реак-й на протяжении всего ур. При возмож-ти реком-ся за неск-ми разнотипными представителями класса: дев.,мал.,выс.,сред.,низкого уровня ф.подготов-ти,старательного, нерадивого.его необходимо заблаговр-но предупредить,объяснить цель и порядок ведения пульс-ии. Пульс подсчит-ся сразу по окончанию выпол-я упр-я или серии упр-й в течение всего ур.по показателям пульса опред-я графическое изображение динамики пульса в течение всего ур- физиол-я кривая ур. Она отражает послед-ть изменения нагрузок. При анализе получ-х данных учит-я тип Ур. И заплан-ое в конспекте содер-ие. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общ.требований развертыванию Асп-ти. По высоте кривой можно судить об инт-ти наг-ки:
ЧСС 180-200 уд/мин рассм-ся как сильная реакция орг-ма при наг-ах большой инт-ти(если подобная реа-ия воз-ет на малую наг-ку,то это свидет-т о низкой подгот-ти заним-ся или об утомлении)
ЧСС 140-170 уд/мин-р-ция орг-маоценивается как сред.
ЧСС 100-130 уд/мин-как слабая(сред.и малая инт-ть)
по велечине площади м/у кривой и проекцией от исходного пульса следует судить об объеме наг-ки. Студент должен знать об функ-х особен-ях серд-й деят-ти уч-ся соответ-го возраста.