elenaphotovrn.ru

Из чего делают клише для тиснения. Как поставить качественный оттиск? Травление магниевых и цинковых пластин

Клише - средство для создания оттиска, промежуточный носитель визуальной информации, с помощью которого изображение контактно передается на запечатываемую поверхность - бумагу, картон, пластик и пр. Печатающие элементы клише возвышаются над пробельными.

Материалы

Какой материал будет выбран для создания клише, зависит от планируемого объема тиражей, материала носителя, вида тиснения и других параметров. В основном, это:

  1. Фотополимеры (для блинтового и плоского тиснения небольшими тиражами)
  2. Силикон (для печати средних тиражей на пластике), резина и чернилонаполненная резина (позволяют производить сразу печатающее клише).
  3. Металлы (в т.ч.цинк, магний, латунь, медь и сталь).

Различные металлы подразумевают различные технологии обработки.

Технология фотополимеризации

Фотополимерные клише изготавливаются из фотополимерной пластины, защищенной от УФ-лучей с помощью специальной пленки. Из пластины вырезается элемент, соответствующий по размеру будущему клише. Перед экспонированием защитная пленка с него удаляется, а вместо нее размещается другая пленка с нанесенным на нее графическим изображением-маской - негативом будущего оттиска - и осуществляется засветка. В ходе засветки незащищенные изображением фрагменты пластинки подвергаются полимеризации - отвердеванию, а защищенные сохраняются в неизменном состоянии: они и вымываются после с помощью вымывного устройства. Таким образом, поверхность пластины приобретает требуемый рельеф. После этого будущее клише сушится и подвергается вторичной засветке, обеспечивающей достаточную износостойкость печатающих элементов (в одно экспонирование подобной стойкости без разрушения полимеров добиться нельзя). После вторичной полимеризации клише готово к работе.

ПЛЮСЫ : Этот метод позволяет быстро (меньше часа) и сравнительно дешево изготовить клише с достаточно высокой степенью точности.

МИНУСЫ: Глубина рельефа не превышает 1,5 мм, тиражестойкость такого клише ограничена несколькими тысячами экземпляров.

Технология вулканизации

Это многоступенчатая технология, использующаяся для создания резиновых и силиконовых клише. В зависимости от характеристик материала процесс и действующие вещества могут немного отличаться, однако общая схема одинакова. На первом этапе создается форма (из гипса, магния, кремния и пр), при этом обращенные к будущей печатной стороне клише поверхности формы делаются максимально гладкими, а в самой форме остаются отверстия для вывода излишков материала. Далее при помощи термопресса изготавливается матрица будущего клише, а само оно вступает во взаимодействие с вулканизирующим агентом, в результате чего молекулы резины «сшиваются», что обеспечивает высокую прочность материала, одновременно снижая его пластичность и абсорбирующую способность.

ПЛЮСЫ : Таким образом создаются весьма износостойкие клише, не разрушающиеся под воздействием многих видов красителей. На однажды настроенном оборудовании можно производить огромное количество единиц продукции.

МИНУСЫ: Так как процесс состоит из многих последовательных действий, на каждом этапе возможна ошибка, что требует высокого профессионализма исполнителей. Кроме того, оборудование дорого и окупается только при огромных тиражах, например, при создании единообразных печатей общего назначения без указания реквизитов.

Химический способ изготовления

Химический способ (травление) подходит для мягких металлов, таких как магний и медь, а при травлении на небольшую глубину применяется также для латуни и сталей. Изготовление клише из цинка становится все менее распространенным в связи с вредностью этого производства для исполнителей и окружающей среды. На рынке представлены как пластинки с нанесенным слоем фоторезиста, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, так и без него - в таком случае фоторезист наносится самостоятельно.

Суть процесса в удалении верхнего слоя материала путем воздействия на него химическими реактивами, активизирующимися при определенных условиях. Для получения определенного рельефа используется наложение маски - защищенные участки остаются без изменения.

Травление проходит в травильных машинах, состоящих из травильной ванны и пульта управления. На пластину, расположенную на дне травильной ванны с помощью лопаточки (в лопаточных травильных машинах) или - реже - форсунки (в форсуночных аппаратах) набрасывается раствор. Угол травления, зависящий от запечатываемого материала и способа тиснения, для магниевый и цинковых клише регулируется путем изменения температуры и скорости нанесения раствора. В случае с медью процесс несколько сложнее за счет необходимости использовать дополнительные добавки.

ПЛЮСЫ : Травление обеспечивает высокую производительность, дает возможность за один цикл создавать несколько клише. Персонал для работы легко обучаем.

МИНУСЫ: Травление не относится к экологичным производствам, требует утилизации отходов, создание специальных условий труда. Кроме того, таким методом невозможно получить многоуровневые клише.

Механическое изготовление металлических клише (гравировка).

Для механического изготовления наиболее подходят магниевые и латунные пластины, легированные свинцом. При работе со стальными пластинами иногда предварительно используют метод травления. Кроме того, механическим методом создаются некоторые клише из простой и чернилонаполненной резины и несколько реже - силикона.

Ручной механический метод с его богатой историей и репутацией строго индивидуальной работы, подразумевает достаточно длительный процесс, где точность и качество результата зависит исключительно от профессионализма мастера.

Полуавтоматический метод подразумевает использование гравировально-фрезерной машины с ручной подачей инструмента.

При автоматическом методе работа осуществляется при помощи ЧПУ и ПК. В этом случае гравировка проводится по программе: режущий инструмент удаляет на заданную глубину и по заданному рисунку объемы, соответствующие пробельным элементам, а печатающие остаются на первоначальной высоте. Частным случаем автоматической гравировки является лазерная гравировка, выбирающая пробельные объемы за счет фокусировки света от лампы в луч и передачи его через систему зеркал на линзу, которая и посылает его на гравируемый материал. Испарение попавшего под действие луча слоя и обеспечивает требуемый рельеф. Глубина гравировки зависит от мощности станка, твердости материала и количества проходов. Точность - от расстояние между линзой и материалом.

ПЛЮСЫ : Гравировка (преимущественно - автоматическая) обеспечивает высочайшую точность составления рисунка. Это экологичное производство, позволяющее переносить изображение сразу на конечный продукт - клише - и дающее минимальное количество отходов.

МИНУСЫ: Оборудование достаточно дорого и работа с ним требует определенной профессиональной подготовки.

Горячее тиснение, которое выполняется на коже – это один из видов художественного изменения фактуры различных поверхностей под давлением клише с определенным орнаментом или надписью. Такое тиснение чаще всего используют на коже, бумаге, картоне, текстиле. Температурный уровень у каждого материала свой, для того, чтобы получить отличный результат, необходимо сделать несколько температурных проб тиснения. После воздействия разогретого до нужной температуры клише на поверхности изделия отпечатается рисунок, орнамент или надпись.

Горячий способ тиснения позволяет оформить кожаные вещи, аксессуары или обувь, придав им неповторимый и дорогой вид. Тиснение же на кожаной поверхности золотом или серебром превращает самый простой, обыденный аксессуар в поистине роскошный.

Для того, чтобы выполнить горячее тиснение в домашних условиях, необязательно иметь специальный станок или плиты, достаточно знать, какие материалы и приспособления для этого нужны. Подробнее в нашем мастер классе на примере обыкновенной металлической пуговицы.

Изучаем основные разновидности горячего тиснения на коже

Слепое или блинтованное горячее тиснение получают на коже с использованием нагретых плоских штампов, иногда такое тиснение выполняется и без нагревания. Оттиски отличаются гладкостью поверхности, которая чаще всего изменяет цвет.

При использовании конгревного горячего тиснения получаются многоуровневый рисунок с выпукло-вогнутым рельефом, который получается в результате сжатия кожи или кожезаменителя между разогретыми штампом и котнр-штампом. Обычно такое тиснение выполняется в специальных прессах или тигельных печатных машинах. Технология конгревного тиснения не подразумевает использование краски или фольги.

Если в тиснении используются золотистая, серебряная или разноцветная фольга, то значит это конгревное тиснение фольгой. Кроме того, понятия «фольгирование» и «тиснение фольгой» не обозначают одно и то же, это разные техники горячего тиснения, хотя в них очень много схожего. Для тиснения фольгой изготавливается один штамп, с помощью которого создаются идентичные оттиски в множественном количестве. В случае, если требуется несколько различных оттисков в одном экземпляре используется фольгирование. Такое тиснение позволяет с успехом распечатать скромные по размерам тиражи свадебных приглашений, открыток или визиток в небольших салонах печати, не имеющих для этого специального оборудования. Достаточно быстрый и надежный способ.

Как сделать горячее тиснение своими руками в домашних условиях

Предлагаем вашему вниманию небольшой мастер класс на тему, как сделать горячий оттиск своими руками с использованием фольги.

Для работы понадобится:

  • Достаточно жесткая ровная поверхность, например, деревянная доска подходящего размера
  • Термическая фольга для тиснения
  • Металлическая пуговица

Для красивого орнамента или надписи на коже/кожзаме потребуется приобрести либо заказать клише, но для первого раза, чтобы понять, что такое тиснение и как его сделать, можно использовать обыкновенную металлическую пуговицу. На применение как раз такой пуговицы и будет описана последовательность мастер класса.

Кожа или кожаный заменитель укладывается на жесткую, ровную поверхность. На поверхность кожи накладывается небольшой кусочек термической фольги, размером с будущий рисунок или орнамент, в нашем случае это квадратик 2х2 см по размеру пуговицы

Разогретый до 200 градусов Цельсия утюг ставится уголком на фольгу и прижимает ее к коже около минуты. После того, как фольга хорошо прогрелась, с ее поверхности убирается утюг.

Сразу после удаления утюга с кожаной поверхности на нее укладывается и с усилием вдавливается металлическая пуговка-штамп примерно минуту-другую. После того, как кожа остыла, можно убирать пуговицу.

Как видите, тиснение фольгой при помощи утюга в домашних условиях очень просто в исполнении. Первый раз-другой для получения в дальнейшем идеальных результатов попробуйте сделать оттиск на ненужном кусочке кожи. Обязательным условием качественного отпечатка является достаточное по времени удержание разогретого до нужной температуры утюга и вдавливание клише в поверхность материала. В случае же недостаточного удержания того или другого рисунок на кожаной поверхности получится с неровными краями и непрезентабельным видом, а удаление фольги станет проблематичным. Кстати, о фольге. Она должна быть обязательно термической для тиснения, иначе вы получите весьма плачевный результат с мутными следами на изделии, которые невозможно будет удалить. Фольгу можно заменить специальной защитной пленкой для тиснения, которая многослойна и поэтому, ее можно использовать многократно.

Этот оттиск выполнен с использованием клише и защитной пленкой для тиснения.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые расскажут и покажут, как сделать фольгирование утюгом в домашних условиях, как создаются клише и как сделать горячее тиснение собственноручно.

Технология изготовления клише для горячего тиснения фольгой, виды тиснения, обзор оборудования и способов изготовления клише

В последнее время количество товаров, предлагаемых в наших магазинах, увеличивается и разнообразится, что приводит к повышенной конкуренции между их производителями.

Одним из наиболее распространенных методов привлечения внимания покупателя к своему товару является украшение его упаковки или этикетки. Полиграфических методов изготовления красивой упаковки очень много. Это и дизайн формы упаковки, и применение специальных печатных красок, тиснение (плоское и конгревное), нанесение голограмм (голограммы выполняют также функцию защиты товара от подделки), термография, совмещение разных способов печати на одной упаковке и другие методы печати.

Тиснение является одним из наиболее распространенных методов украшения упаковки и этикетки. Технология тиснения применяется также в послепечатной обработке книжных обложек, открыток, календарей, при изготовлении ярлыков и нашивок на одежду (шевронов) и в других случаях.

Тиснение подразделяют на горячее тиснение, блинтовое тиснение и конгревное тиснение.

– это процесс термопереноса металлизированного порошка и (или) пигмента (цветного порошка) со специальной фольги на запечатываемый (тиснимый) материал посредством выпуклого металлического или полимерного клише.

Фольга для горячего тиснения состоит из следующих слоев:
1. Полиэстерная основа – на ней крепятся все остальные слои фольги.
2. Терморазрушающийся клеевой слой – при нагреве фольги посредством клише этот слой разрушается (плавится и испаряется), освобождая, таким образом, все нижние слои фольги от связи с полиэстерной основой.
3. Красочный (пигментный) слой – слой краски или лака необходимого нам цвета (для металлизированных фольг используется полупрозрачный лак).
4. Металлизированный слой (присутствует только на металлизированных фольгах) – тонкий слой алюминия, придающий фольге металлический блеск.
5. Термоклеевой слой – это слой клея, предназначенного для приклеивания красочного и металлизированного слоев к запечатываемому материалу.

Под действием нагретого клише терморазрушающийся слой (2) разрушается, освобождая остальные (красочные) слои от их связи с полиэстерной основой. За счет разогрева термоклеевой слой (5) приклеивается вместе с красочными слоями (слои 3 и 4) к тиснимому материалу.
Температура клише при тиснении должна быть такой, чтобы, с одной стороны, терморазрушающийся слой уже разрушился, но, с другой стороны, температура клише не должна разрушать приклеиваемые к запечатываемому материалу слои 3 и 4 и сам запечатываемый материал, а слой термоклея был достаточно клейким для данного материала.
Температура тиснения обычно подбирается опытным путем в зависимости от свойств используемой фольги и тиснимого материала, а также от скорости тиснения и коэффициента термопередачи материала клише.

Блинтовое (слепое) тиснение – это процесс аналогичный горячему тиснению, но без использования фольги (поэтому оно и называется слепым тиснением). Блинтовое тиснение производят как горячим клише, так и холодным клише в зависимости от свойств тиснимого материала.

Конгревное тиснение – это процесс горячего тиснения фольгой или блинтового тиснения с получением многоуровневого рельефного изображения.
Конгревное тиснение ведут с применением двух клише: матрицы – вогнутого металлического клише и контрматрицы (патрицы) – пластиковой выпуклой формы, соответствующей матрице, но с учетом толщины запечатываемого материала.
Иногда конгревное тиснение фольгой делают в два прохода: за один проход производится плоское горячее тиснение фольгой, а за другой –блинтовое тиснение (данная операция упрощает изготовление клише, но удорожает продукцию за счет удвоенного времени тиснения).

Основой для любого вида тиснения является клише, и напрямую влияет на качество тиснения и, как следствие, на качество конечной тисненой продукции.

Изготавливают из следующих материалов:

1) Фотополимерые клише: тиражи до 1 тыс. оттисков – обычно это клише для изготовления малых тиражей сувенирной продукции и визиток.
2) Металлические клише: цинковые (тиражи до 10 тыс. оттисков), медные (до 50-100 тыс. оттисков), медные и латунные (500-1000 тыс. оттисков) и сталь (более 1 млн. оттисков – применяется редко).
3) тиражи 100 тыс. оттисков – применяется при тиснении на мягких пластинках (пластиковые тюбики для зубной пасты, косметики и т.п.).

ФОТОПОЛИМЕРНЫЕ КЛИШЕ.

Фотополимерные клише для горячего тиснения изготавливаются обычно на специализированном оборудовании, включающем в себя засветочное, вымывное и сушильное устройства.
Фотополимерные пластины – заготовки представляют из себя фотополимер, нанесенный на металлическую подложку и защищенный от воздействия света защитной пленкой.

Технология изготовления фотополимерных клише

Технология изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения следующая:
1. Подготовка заготовки. Из исходной фотополимерной пластины вырезается заготовка размером с будущее клише.
2. Засветка заготовки. Заготовка засвечивается через пленку-оригинал на засветочном устройстве. Засветка обеспечивает полимеризацию полимера в местах засветки и, следовательно, его закрепление (отвердивание).
Засветочное устройство фотополимерных форм состоит из вакуумного стола, накрытого сверху матовой вакуумной пленкой.
Над вакуумным столом размещен ряд ламп «дневного света» УФ диапазона мощностью 40-80 Вт каждая.
3. Вымывание незасвеченного фотополимера из заготовки. Пластину закрепляют на рабочем столе вымывного устройства и производят вымывание незасвеченного фотополимера в слабощелочном растворе.
Вымывное устройство состоит из рабочего стола с листом магнитной резины на нем и металлической ванны с закрепленными на ее дне вымывными щетками.
Рабочий стол с примагниченной к нему (или закрепленной на двухстороннем скотче) фотополимерной заготовкой производит медленные вращательные движения по поверхности щеток.
Щетки удаляют с поверхности пластины незасвеченные фотополимер.
По окончании процесса вымывания мы получаем на фотополимерной пластине необходимый нам рельеф клише.
4. Сушка. В результате процесса вымывания мы получили из фотополимерной пластины клише для горячего тиснения, но пластина впитала в себя вымывные растворы. Чтобы высушить пластину (удалить излишки влаги из полимера) нам необходима операция сушки.
Сушку производят на специальных сушильных лотках в сушильной установке.
В процессе сушки из пластины удаляются остатки вымывающего раствора, и фотополимерное клише приобретает свои реальные размеры.
5. Окончательная засветка. В процессе засветки заготовки клише времени экспонирования фотополимера недостаточно для полной его полимеризации.
Он лишь частично полимеризуется для возможности вымывки незасвеченного фотополимера.
Это связано с тем фактом, что для полной полимеризации требуется много времени, что может привести к перезасветке.
Поэтому время засветки фотополимера строго регламентировано.
Окончательную полимеризацию пластины проводят в засветочном модуле без использования пленки-оригинала. Пластину засвечивают до полного окончания процесса полимеризации фотополимера (затвердения). После окончательной засветки фотополимерное клише готово к работе.

Оборудование для изготовления фотополимерных клише

Оборудование для изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения обычно различают по максимальному формату производимых форм и количеству функций, совмещенных в одном конструктивном модуле. Наиболее распростронены моноблочные конструкции (все функции в одном корпусе) и двухблочные (вымывная машина + засветочно-сушильная машина).

Моноблочные конструкции – наиболее простые в эксплуатации и дешевые устройства форматом от 15*20 см и до 68*86 см (бывают размеры до 70*100 см, но это скорее исключение из правил).
Все операции в моноблоках управляются независимо друг от друга: вы можете параллельно изготавливать до 3-х пластин, находящихся в разных частях моноблока на различных стадиях технологического процесса.
Основными преимуществами моноблоков являются их компактность, простота работы с ними и невысокая стоимость.
Основным недостатком моноблочных конструкций является взаимное воздействие блоков друг на друга.
Так работающие лампы засветочного модуля выделяют озон, блок вымывки выделяет вредные испарения растворов, а сушильное устройство нагревает все элементы машины – все это медленно разрушает все детали машины.
Большинство моноблоков позволяют получать фотополимерные клише для горячего тиснения и блинтования хорошего качества.

Однооперационные и двухоперационные блоки изготовления фотополимерных клише позволяют избавиться от основного недостатка моноблочных машин – взаимного разрушающего воздействия секций друг на друга. Но при этом они требуют больше места для своей установки и дороже стоят.

Обычно раздельные блоки для изготовления фотополимерных форм – это высококачественное дорогое оборудование форматом до 130*100 см и больше.
На таком оборудовании можно изготавливать как клише для горячего и блинтового тиснения, так и растровые формы высокой печати самого высокого качества.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КЛИШЕ

Основными металлами для изготовления клише являются магний, цинк, медь и латунь. Иногда тиснят стальными клише. Для изготовления металлических клише используются два основных метода: химический (травление) и механический (ручное или станочное фрезирование).
Большую часть клише для горячего тиснения делают химическим методом - травлением металлических пластин.

Химический способ изготовления металлических клише (травление клише).

Этот метод наиболее популярен при изготовлении клише из магния, цинка и меди.
Возможно также травление латуни и стали, но используется оно только при травлении на небольшую глубину (примерно 0.3 мм), т.к. эти химические процессы еще не до конца изучены и качество травления этих металлов оставляет желать лучшего.

Пластины для изготовления клише методом травления чаще всего поставляются очуствленными (со слоем фоторезиста) и состоят из следующих слоев:

Лицевая (рабочая) сторона
- слой черной защитной пленки
- слой фоторезиста
- металл
- слой защитной краски
- обратная сторона (основание)

Слои очуствленной металлической пластины для изготовления клише для горячего тиснения методом травления:

1. Слой черной непрозрачной полиэтиленовой пленки, защищающей слой фоторезиста (слой 2) как от воздействия света, так и от механических воздействий.
2. Слой фоторезиста – слой непрозрачного фотополимера, полимеризующегося под действием УФ-света и устойчивый после полимеризации к воздействию слабых кислот.
Фоторезист используется в качестве матрицы при травлении металла (слой 3).
3. Слой металла – собственно и есть заготовка для изготовления клише.
4. Слой защитной краски – слой кислотостойкой краски (обычно темно-зеленого цвета), предназначенный для защиты основания пластины от подтравливания в процессе травления клише.

Поставляются также пластины без очуствления. В них отсутствует слой фоторезиста.
Из таких пластин можно делать клише методом травления (нанося фоторезист самостоятельно) или методом гравировки.

Травление магниевых и цинковых пластин

Методы травления магниевых и цинковых пластин очень похожи: используется одно и тоже оборудование и раствор одной кислоты (азотной). Разница в технологиях состоит лишь в разнице добавок в кислоту. В последнее время травление цинка уже почти ушло в прошлое.
Факт ухода от работы с цинковыми клише связан с их маленькой тиражестойкостью (до 10 тыс. оттисков в сравнении с 50 тыс. оттисками у магниевых клише) и с большой вредностью работы с цинком для человеческого организма (тяжелый металл).

Оборудование для изготовления магниевых и цинковых клише.

Как уже сказано выше, для травления магния и цинка используется одно и тоже оборудование.
Эти травильные машины изготовлены из нержавеющей стали и пластиков и состоят из травильной ванны и пульта управления. В травильной ванне происходит набрасывание рабочего раствора на обрабатываемую пластину.
По способу набрасывания раствора на пластину все травильные машины делятся на лопаточные и форсуночные.
В ванне травильной машины лопаточного типа расположены валы с лопатками. Лопатки погружены в рабочий (травящий) раствор на несколько сантиметров.
В рабочем режиме валы вращаются и лопатками набрасывают раствор на обрабатываемую пластину.
В травильной ванне установлены также устройства для поддержания рабочей температуры травящего раствора: датчик температуры, ТЭН и охлаждающий змеевик.
В некоторых моделях травильных машин на дно травильной ванны устанавливают циркулирующий раствор для перемешивания рабочего раствора, но есть ли в нем необходимость – вопрос спорный, т.к. на качестве магниевого клише он отражается лишь косвенно и не значительно (за счет циркуляции раствора возможна его фильтрация от возможных загрязнений).

К лопаточным травильным машинам относятся машины STOMA (Германия), Ultramatic и MAG (итальянских производителей), а также несколько машин американского и английского производства.
По параметру цена/качество наиболее интересными машинами являются итальянские машины серии Ultramatic (цена машины от 11 тыс. $ при формате машины 40*50 см), т.к. немецкая машина Stoma значительно дороже (несмотря на одинаковое качество получаемых клише).
Машины серии MAG немного уступают по конструкции машинам Stoma и Ultramatic, но при высоком профессионализме травильщика и на этих машинах можно получать клише хорошего качества.
Машины для травления магниевых клише американских и английских производителей в российских типографиях встречаются редко.
По ценовой категории эти травильные машины близки к немецким машинам Stoma.
Основным плюсом лопаточных травильных машин является простота работы на них и простота их чистки и ремонта.
Основным минусом лопаточных машин является большой объем травильного раствора, обязательно заливаемого в ванну.
В ванне травильной машины форсуночного типа под обрабатываемой пластиной находится металлическая плоскость со встроенными в нее форсунками (или набор форсунок, расположенных в одной плоскости). Под травильной ванной размещен бак с рабочим раствором.
В этом баке поддерживается необходимая температура раствора с помощью тех же элементов, которые используются в лопаточной машине (ТЭН + змеевик + термодатчик).
Рабочий раствор с помощью компрессора качается из бака и, посредством системы форсунок, набрасывается на пластину.
Далее раствор собирается на дне ванны (под форсуночной системой) и поступает обратно в бак. Так он и циркулирует по кругу.
К травильным машинам форсуночного типа относятся некоторые машины американского производства и старые цинкографские машины одесского производства, использующиеся в СССР для изготовления клише для высокой печати.
В последнее время травильные машины форсуночного типа при травлении магния почти не используются.
Этот факт связан с более сложной конструкцией форсуночных систем, в сравнении с лопаточными машинами, и, соответственно, с большими сложностями в профилактических и других ремонтных работах.
Но в некоторых российских типографиях перенастроили старые одесские цинкотравильные машины на работу с магниевыми пластинами и при высоком профессионализме травильщиков получают магниевые клише отличного качества.

Основным плюсом форсуночных машин является более экономное использование раствора: мы можем заливать не весь бак. Основным минусом форсуночных машин является сложность их чистки в случае засорения: тяжело найти какая форсунка засорилась, сложно чистить трубы подачи раствора к форсункам. Согласно утверждениям западных специалистов, на лопаточных машинах лучше получаются штриховые клише и плашки, а на форсуночных – растровые клише.
Т.к. на магнии редко делают растровые клише (это больше прерогатива медных клише), то и использование форсуночных машин для травления магния не целесообразно.
Зато для травления медных растровых клише форсуночные машины вполне подходят.

Технология травления магниевых (и цинковых) клише.

Травление магния производят в 20% растворе азотной кислоты с добавлением ПАВ- добавки.
В процессе травления в травильной ванне создается давление рабочего раствора на магниевую пластину.
В следствии этого давления, происходит вытравливание магния из пластины с образованием соли магния, воды, некоторых газов и большого количества тепла.
За счет наличия ПАВ-добавки возможно получение положительного угла травления (без подтравливания).
Регулируя температуру рабочего раствора и скорость набрасывания раствора на пластину (скорость вращения лопаток) можно менять угол травления согласно нашему желанию, зависящему от способа тиснения, глубины тиснения и тиснимого материала.

Перед началом травления машина находится в режиме перемешивания рабочего раствора, так как раствор находится в состоянии эмульсии.
Эмульсию надо все время перемешивать, чтобы она не разделялась на отдельные слои.
В случае остановки процесса перемешивания раствора ПАВ-добавка всплывает на поверхность раствора, образуя своеобразную пленку.
Именно в связи с этим свойством раствора и особенностями тех. процесса, травление магниевых (и других) пластин с положительным углом травления без специального оборудования (набрасывающего хорошо перемешанный раствор на пластину) невозможно!

Технологический процесс травления магниевых клише:

1. Допечатная подготовка: компьютерный дизайн и, как результат, вывод пленки на фотовыводном аппарате (негативная или позитивная пленка – зависит от вида фоторезиста на магниевой пластине).
При фотовыводе необходимо учитывать коэффициент теплового расширения магния, равный 0.0029% на 1 градус Цельсия (к примеру, при температуре тиснения в 120 0С и при комнатной температуре 20 0С размер оригинал-макета составляет 0.9971 от реального размера клише).
2. Вырезание заготовки под будущее клише с размерами большими чем формат клише на 5 мм с каждой стороны (технические поля на резку, обработку краев клише и травление).
Ретушировка краев пластины для их защиты от бокового травления.
3. Засветка фоторезиста через пленку-оригинал в УФ- копировальной раме.
4. Проявка (вымывка) незасвеченного фоторезиста пластины.
5. Проверка результата проявки и ретушировка изображения лаком для ретуши в случае необходимости.
6. Предварительная протравка пластины (закрепление фоторезиста и подготовка поверхности пластины к травлению).
7. Травление пластины через трафарет засвеченного фоторезиста.
8. Механическая доработка пластин: удаление лишних точек и обработка боковых граней пластины (в случае необходимости снятие фаски).
9. Химическое удаление остатков фоторезиста с выпуклых элементов клише.

Клише готово!

Описанная выше технология травления магниевых клише является общей для всех типов травильных машин, однако каждый поставщик оборудования и расходных материалов для травления клише вводят какие-либо дополнения в эту технологию.
Обычно эти дополнения сводятся к изобретению ими нескольких химических растворов для работы с пластинами (проявителя, ПАВ-добавок, удалителей фоторезиста и др.), а также меняют пропорции травильного раствора.

Травление медных пластин

Технология травления медных пластин более сложная, чем технология травления магния, хотя и похожа на нее.
При травлении магния можно полностью предугадать полученное клише: регулируя скорость вращения лопаток, температуру раствора и др. параметры, мы можем получить прогнозируемый угол травления, глубину травления и другие параметры клише.
При травлении меди все намного сложнее, т.к. раствор для травления меди намного более сложный – вместо одной ПАВ-добавки, используемой при травлении магния, в растворе для травления меди добавок целых три, а то и более.

Всего шесть добавок в травильный раствор для меди (300 Be раствор хлорного железа), а их сочетание зависит от вида медного клише, которое мы хотим получить: глубокое плашечное клише или неглубокое растровое клише.
Постоянной добавкой в травильный раствор является антивспениватель.
Он плавает на поверхности в виде тонкой пленки и препятствует образованию пены.
Все добавки для травления меди делятся на возобновляемые (требующие обновления после каждой вытравленной в растворе пластины и после долгого перерыва в травлении) и невозобновляемые (добавляемые в раствор один раз и до замены раствора больше не добавляются).
Для сравнения с процессом травления магния, ПАВ-добавка, единственная добавка для травления магния, является невозобновляемой.
В травильном растворе возобновляемые и невозобновляемые добавки в совокупности образуют сложную органическую ПАВ-смесь, которая в процессе травления абсорбируется на поверхности медной пластины, направляя процесс травления для получения положительного угла травления.
Со временем, возобновляемые добавки теряют свои рабочие свойства, ПАВ-смесь перестает работать правильно, требуется добавление возобновляемых добавок.
Так, к примеру, если машина простояла ночь без работы, то на утро нам надо будет в травильный раствор добавить полную порцию возобновляемой добавки, т.к. вчерашняя добавка уже не работает.

Оборудование для изготовления медных клише

Оборудование для травления медных пластин аналогично оборудованию для травления магниевых клише.
Основная разница состоит в материалах: медные машины сделаны из пластиков (кислотостойкий ПВХ), а лопатки и металлические детали сделаны из титана.
Производители машин для изготовления меди есть в США и Англии, Германии и Японии.
В российских типографиях работают на немецких и американских машинах.
Если при травлении магния используются в большинстве случаев лопаточные машины, то при травлении меди используются лопаточные и форсуночные машины одинаково часто.
Оба типа машин позволяют получать медные клише самого высокого качества.
При травлении меди качество травления больше зависит от профессионализма травильщика, чем от конструктивных особенностей данной машины.
При травлении же магния, качество готовых клише меньше связано с профессиональными качествами травильщика, т.к. всему можно быстро научить, а при травлении меди нужен опыт и еще раз опыт.

Технология травления медных пластин

Перейдем к самой технологии травления медных пластин.
Операции по засветке, проявке и предварительной протравке аналогичны процедурам при травлении магния (смотрите выше технологию травления магниевых пластин), отличие только в составе растворов и коэффициенте термического расширения меди (учитываемый при выводе пленок): он в два раза меньше, чем для магния.
После предварительных операций по обработке медной пластины мы переходим к процессу травления.
В связи с большой сложностью технологии, травление меди ведется при постоянной температуре и постоянной скорости вращения лопаток. Таким образом, мы избавляемся от лишних неизвестных в формуле получения качественных медных клише.
Регулировку угла травления клише мы производим за счет изменения количества ПАВ-добавок (и тестирования после каждой вытравленной пластины на необходимость их добавления), а глубину травления за счет изменения времени травления.
Добавки разбавляются в соотношении 1:10 с чистым травильным раствором (300 Be раствором хлорного железа).

Травильный раствор составляется следующим образом:
1. Заливаем в травильную ванну необходимое количество раствора хлорного железа плотностью 300 Be.
2. Добавляем небольшое количество антивспенивателя.
3. Добавляем растворы необходимых невозобновляемых и возобновляемых ПАВ-добавок.
4. Тестируем раствор (на специальных тестовых клише).
5. Добавляем раствор возобновляемой ПАВ-добавки и снова тестируем, добавляем раствор до тех пор, пока не получим удовлетворяющий нас тест.

При добавлении раствора возобновляемой добавки, в случае его лишнего количества в травильном растворе, достаточно несколько минут перемешивать раствор в рабочем режиме.
Таким образом часть добавки теряет свои рабочие свойства. После этой процедуры травильный раствор снова тестируют. Когда мы, наконец, получаем качественный тест, мы ставим рабочую пластину в травильную машину и травим ее на необходимую глубину. Как уже было сказано выше, медные пластины на глубину более 1 мм не травят.
Этот факт связан с тем, что раствор для травления меди и ПАВ-добавки достаточно дороги, а чем больше меди мы вытравливаем из пластины, тем быстрее раствор насыщается солями меди и теряет свою работоспособность. Для экономии травление ведут до глубины в 1 мм, а на большую глубину клише дофрезировывают.
Другой причиной неглубокого травления меди является зависимость минимальной толщины линии от глубины травления: при большой глубине травления увеличивается вероятность стравливания тонких линий.
После травления клише промывают и удаляют остатки фоторезиста. Далее производят механическую доработку клише.
Механическая доработка включает в себя фрезирование пробельных элементов на нужную глубину, удаление лишних точек и фрезирование фасок на гранях клише (если надо).
После механической доработки клише готово.

Перед следующим травлением в травильный раствор снова добавляют возобновляемую добавку и делают тестовые клише.
При достижении определенной концентрации меди в травильном растворе, раствор сливают, травильную ванну промывают и составляют новый раствор.
Концентрацию меди в растворе проверяют при помощи спектрофатометра (наиболее точный метод), либо измерением веса растворенной в травильном растворе меди (складываем между собой разницы между весом пластин до травления и после).

Травление латунных клише.

Как уже было сказано раньше, травлением латуни занимаются мало и делают это только на небольшую глубину (0.2 мм – 0.3)мм.
Это связано с тем фактом, что латунь является медно-ценковым сплавом.
Если рассматривать латунь при большом увеличении, то получается структура медных частиц, залитых вокруг цинком.
При травлении цинк травится намного быстрее, чем медь.
В результате травленая поверхность латуни получается шершавая и непрочная, такими же свойствами обладают и боковые грани печатных элементов.
При травлении мы также не можем получить прямых границ печатных элементов, так как все печатные элементы имеют кайму из зазубрин. До сего дня не создано ПАВ-добавок для получения положительного угла наклона граней печатных элементов в процессе травления, что тоже не приемлемо для клише.
Все эти факты приводят к тому, что клише для горячего тиснения методом травления латуни не изготавливают, проще латунные клише обрабатывать механическим путем (методом гравировки).

Травление стальных клише.

Травление стали процесс достаточно сложный, так как нет ПАВ-добавок для получения положительного угла травления.
Но, в отличии от латуни, сталь тяжело обрабатывается механическим путем.
Для экономии времени и инструмента при гравировке стальных клише, пластины первоначально травят на нужную глубину (с отрицательным углом травления), а затем на гравировально-фрезерном станке дорабатывают до получения положительного угла и точных форм клише.
Травление стали ведется в следующем растворе: соляная кислота + серная кислота + хлорид серебра (AgCl2).
Таким же способом изготавливают высечные ножи на цельностальном листе (для ротационной высечки).

Механический способ изготовления металлических клише (гравировка клише).

Как уже было сказано выше, химический метод изготовления клише для горячего тиснения является наиболее популярным.
Но, к сожалению, такой быстрый и достаточно простой метод для изготовления конгревных (трехмерных) матриц и клише не подходит. В этом случае мы пользуемся механическим способом обработки металлических пластин – гравировкой.
Гравировка бывает ручной и автоматической.
Ручная гравировка металлических пластин – это один из старейших методов изготовления клише и форм для высокой и глубокой печати, для горячего тиснения, конгревного и блинтового тиснения.
Метод ручной гравировки состоит в том, что гравировщик с помощью различных ручных приспособлений (штихелей, надфилей, шкурок и паст) вырезает из пластины металла клише.
Таким методом пользовались, а иногда пользуются и сейчас, для изготовления совершенно любых клише и штампов.
Он требует высокого класса гравировщика и очень времени.
Роль этого метода значительно снизилась после изобретения химического метода изготовления клише, а также гравировально-фрезерные станки-автоматы. К ручному методу можно также отнести изготовление клише на гравировально-фрезерной машине с ручной подачей инструмента.

Автоматическая гравировка металлических пластин – это метод обработки пластин с использованием станков с ЧПУ и ПК. Использование гравировально-фрезерной техники под управлением ПК и ЧПУ распространяется повсеместно и является наиболее популярным методом изготовления сложных 3D-клише для конгревного тиснения.
При использовании ПК в управлении гравировально-фрезерными станками сложность нашего клише больше зависит от знания оператором компьютерных технологий, чем от опыта ручной металлообработки, что облегчает поиск персонала для работе за данным оборудованием.
Обработка оригинал-макета будущего клише на компьютере дает нам возможности в визуальном создании и коррекции компьютерной 3D-модели клише.
Программное обеспечение станков совместимо со стандартными программами для работы с 3D-графикой, что позволяет использовать все множество этих мощных программных продуктов при изготовлении оригинал-макетов клише.
Описанные выше возможности гравировально-фрезерных станков, управляемых с ПК, позволяют увеличить качество и скорость изготовления клише, а также уменьшают влияние человеческого фактора на качество получаемого клише (в случае качественного изготовления оригинала на компьютере).

Гравировально-фрезерные станки с компьютерным управлением.

Современные гравировально-фрезерные станки – это высокоточное компьютеризированное оборудование.
Для пермещения шпинделя с режущим инструментом используются микрошаговые двигатели (наиболее дешевые модели) или серво-двигатели с обратной связью, которые отслеживают реальное положение шпинделя (наиболее точные дорогие модели).
Шпиндель приводится в движение за счет шарико-винтовых пар, чем обеспечивается отсутствие люфтов в системе.
На дешевых машинах вместо шарико-винтовых пар используются стальные тросики, но такие системы не обладают высокой точностью позиционирования инструмента.
Фирм-изготовителей гравировально-фрезерного оборудования множество.
Для изготовления клише для горячего тиснения и конгрева подойдут большинство из них.
Так, к примеру, даже самый дешевый станок фирмы Roland (Япония), модель MDX-15 (цена на него составляет 3 тыс.$), позволяет изготавливать простые латунные матрицы для конгревного тиснения форматом 10*15 см.

При выборе оборудования для гравировки клише необходимо учитывать форматы будущих клише, материал клише и необходимую скорость изготовления клише (от материала и необходимой скорости зависит требуемая мощность шпинделя).
Для изготовления ротационного клише (для секций ротационного тиснения во флексографских машинах или валов ротационной высечки) требуется наличие в станке четвертой координаты.
Кроме самого станка очень важно также и программное обеспечение, под управлением которого происходит его работа.
В большинстве случаев вместе со станком поставляется программное обеспечение для проектирования и изготовления простых моделей (и клише).
Для проектирования более сложных объектов гравировки (в том числе и сложных конгревных 3D-матриц) используются стандартные пакеты программ работы с 3D-графикой: 3D Studio, AutoCAD и другие.
Далее из этих программ 3D-модели переносятся в программы для работы с гравировально-фрезерным станком.
Кроме специальных программ, входящих в комплект с конкретным станком, есть еще и программные продукты, позволяющие работать с различными гравировально-фрезерными станками разных производителей, например программный продукт ArtCAM.
Такие программы позволяют облегчить проектирование 3D-моделей клише и ускоряют процесс гравировки за счет оптимизации пути движения режущего инструмента.

Материалы для изготовления клише методом гравировки.

Наиболее распространенным материалом для изготовления клише методом гравировки является латунь.
Из российских материалов лучше всего подходит латунь ЛС-59. Данная марка латуни легирована свинцом (примерно 1.4 %).
Свинец — это своеобразная смазка, уменьшающая износ инструмента при обработке латуни резанием.
Мелкая, легко отделяющаяся стружка, образующаяся при механической обработке этой латуни, позволяет получать поверхность обрабатываемых изделий с параметрами низкой шероховатости.
Магний тоже хорошо обрабатывается методом гравировки за счет своей мягкости и хруп

Тиснение фольгой в основном применяется для придания сувенирам и подарочной полиграфической продукции индивидуальности и оригинальности. Украшают таким образом визитки, открытки, папки, блокноты, пакеты, кожаные изделия и т. д. Существует несколько способов печати фольгой, отличающихся по способу и материалу нанесения. Технологически тиснение - процедура не особенно сложная. Украсить таким образом какие-либо сувениры можно даже в домашних условиях.

Способы тиснения фольгой

Сдеалть подобный можно двумя способами:

  • с использованием ламинатора;
  • утюгом.

Как нанести рисунок с использованием ламинатора

Для выполнения печати в этом случае понадобится кроме ламинатора и Лучше если он будет не полноцветным, а обычным. Что касается ламинатора, то стоит приобрести модель с очень большим усилием сжатия. Также нужна будет тонерочувствительная фольга. При желании можно использовать как матовую или глянцевую, так и голографическую.

Бумагу лучше всего взять простую. Фактурная или специальная декоративная для тиснения в домашних условиях подходят не слишком хорошо. При использовании такого материала рисунок получится неаккуратным и некрасивым. В углублениях бумаги этой разновидности металл просто-напросто не приклеится.

Тиснение фольгой с использованием ламинатора производится следующим образом:

  • Найдите красивый векторный узор или орнамент. Можно также написать в какой-нибудь программе, к примеру в том же «Фотошопе», подходящий текст оригинальным шрифтом. Желательно только, чтобы он не был слишком тонким.
  • Распечатайте рисунок на принтере.
  • Положите лист с узором или надписью на стол и накройте его металлизированной фольгой любого цвета.
  • Положите поверх нее еще один лист чистой бумаги.
  • Прогоните получившийся «пирог» через ламинатор. Тонкая фольга обязательно пристанет к рисунку. Если узор получится неаккуратным и прерывистым, процедуру можно повторить. Прогоняйте листы через ламинатор до получения удовлетворительного результата.

Материал с листа нужно снимать аккуратно, не торопясь.

Тиснение фольгой в домашних условиях утюгом

Конечно же, ламинатор есть далеко не в каждом хозяйстве. Стоит этот прибор недорого, но покупать его для того, чтобы делать красивое тиснение, совершенно не обязательно. Можно использовать для этой цели и обычный утюг для глажения. В отношении надписи или узора порядок действий в данном случае будет точно таким же, как при тиснении ламинатором.

Распечатанный лист следует положить на твердую поверхность рисунком вверх. Фольга накладывается на него изнаночной частью вниз. То есть блестящая сторона должна находиться сверху.

Утюг ставится на минимальный нагрев. По фольге им нужно водить максимально аккуратно. Если она не прилипнет к рисунку, повысьте немного режим нагрева. Гладить фольгу нужно примерно в течение 2 минут, пока тонкий металл не пристанет к разогревшейся краске. Не стоит снимать фольгу с листа сразу. Подождите, пока она остынет.

Тиснение на коже

По технологии, которая будет представлена ниже, можно украсить практически любое кожаное изделие: сумку, сапоги, кошелек, блокнот, ремень и т. д. Для выполнения рисунка в данном случае понадобится клише - специальный штамп с узором. Можно взять, к примеру, какую-нибудь большую металлическую пуговицу. Порядок тиснения фольгой в этом случае таков:

  • Кожа укладывается на жесткую поверхность.
  • От фольги отрезается небольшой прямоугольник (по размеру будущего рисунка). Его нужно наложить на кожу.
  • Далее следует нагреть утюг и придавить им фольгу. Держать горячую подошву на материале нужно около минуты.
  • После того как тонкий металл хорошо прогреется, утюг снимают.
  • Не дожидаясь, пока заготовка остынет, к ней нужно приложить пуговицу и хорошенько придавить. Держать «клише» на коже следует не менее 30 сек.

Тиснение фольгой в домашних условиях на коже - процедура несложная, но в любом случае предварительно потренироваться на ненужном куске материала все же стоит. Если вы недодержите утюг или штамп, рисунок получится неаккуратным. Убрать же фольгу с сумки или кошелька будет довольно-таки проблематично.

Принтер для тиснения

Сегодня при желании можно приобрести специальную электронику для выполнения надписей и узоров тонким металлом. Это так называемый принтер горячего тиснения фольгой. Подключается он непосредственно к компьютеру через USB-разъем. Разумеется, на обычный принтер это устройство не очень похоже. Фольга в нем наматывается на два вала, расположенных по обеим сторонам рабочей части. Под ними располагается подвижная плоская твердая поверхность. В комплекте с прибором идет диск, на котором записано специально предназначенное для печати ПО.

Конечно же, стоит принтер для тиснения фольгой недешево. Да и купить его пока довольно проблематично.

Промышленное тиснение

Итак, как украсить сувениры, вещи или открытки с использованием фольги, мы с вами выяснили. Теперь, для общего развития, давайте поговорим о том, как выполняется тиснение в промышленных условиях. В данном случае, конечно же, используется гораздо более сложное, профессиональное оборудование, к примеру, пресс для тиснения фольгой. Сама процедура производится с соблюдением специально разработанных технологий.

По сути, тиснение фольгой является не более чем одной из разновидностей печати. Единственная особенность заключается в том, что наносится рисунок или надпись с использованием не краски, а тонкого металла. При выполении тиснения в данном случае обычно применяется метод высокой печати. Это значит, что те части, которые отвечают непосредственно за сам узор, выступают над поверхностью штампа-клише. Выполняется процедура тиснения промышленным способом так:

  • Печатная форма нагревается с помощью электричества. Необходимая температура поддерживается с помощью термостата.
  • При каждом рабочем такте полоса многослойной фольги, предназначенной специально для тиснения, передвигается на заданное расстояние. Этот процесс называется протягиванием.

То есть при использовании такого серьезного оборудования, как пресс для тиснения фольгой, процедура нанесения рисунка выполняется примерно по тому же принципу, что и при применении принтера.

Как делают клише для тиснения промышленным способом

Технология тиснения фольгой предполагает использование специальных износостойких и долговечных штампов. Клише для такого декорирования могут также изготавливаться разными способами и из разных металлов. Наносится рисунок на поверхность либо механической гравировкой, либо химическим травлением. Изготавливают клише обычно из таких металлов, как латунь, магний, медь и цинк. Чаще всего два первых материала. Магниевые клише используются в том случае, если тиснения требует не слишком большая партия изделий. Износостойкость таких штампов не особенно высока.

Латунные клише для тиснения фольгой используются для обработки большого количества продукции. Медные и цинковые применяются редко, что связано в основном с проблемами экологии.

Виды фольги, используемой при промышленном тиснении

Материал при нанесении печати на предприятиях используется самый разный. Это может быть фольга:

  • Металлизированная. Это хорошо известный всем блестящий материал: золотистый, серебристый, бронзовый. С использованием такой фольги можно выполнять как вогнутый, так и выпуклый рисунок.
  • Пигментная. После тиснения эта разновидность имеет вид обычной краски.
  • Прозрачная лаковая. Этой разновидностью материала выполняют тиснение матовых поверхностей. После ее нанесения на изделии остается эффектный блестящий узор.
  • Текстурная. Такая фольга может имитировать разные материалы: дерево, кожу, камень и т. д.
  • один из самых интересных типов материла. Тиснение голографической фольгой выполняется, например, на денежных купюрах для предотвращения их подделки.
  • Скретч-фольга. Эта разновидность используется для временной защиты информации от прочтения.
  • Дифракционная фольга. Применяется для печати на пластике.
  • Магнитная. Используется при изготовлении кредиток.

Материал для холодного и горячего тиснения

Всю фольгу можно разделить на две основные разновидности:

  • Предназначенную для холодного тиснения. С помощью этой фольги можно наносить печать на изделия, не выдерживающие повышенных температур. Обычно это тонкие пленки, предназначенные для изготовления пакетов и упаковок. Выгодным отличием такой процедуры, как холодное тиснение фольгой, от «горячего» способа является то, что данным методом можно выполнять рисунки с полутонами.
  • Предназначенную для горячего тиснения. Данная разновидность используется в промышленности чаще всего. Рассмотренные выше типы относятся именно к этой группе.

При помощи тиснения фольгой можно наносить на изделия узоры, логотипы, рисунки, рекламные и поздравительные надписи, панно и т. д. Технология выполнения такой печати несложна, а сама процедура отличается невысокой себестоимостью.

Как сделать клише для тиснения?

Как сделать клише для тиснения?

Клише для тиснения - это прекрасное приспособление, благодаря которому можно облагородить, к примеру, кожаные изделия, создавая на них различные оттиски в виде узоров и картин. Существуют целые станки для такой работы, но можно создать клише и самостоятельно в виде отдельных маленьких рельефных пластин. Конечно же, для этого понадобятся некоторые умения, но в целом справиться сможет практически каждый. Так что же необходимо для создания клише?

Самый простой способ создания клише для тиснения - это отливка из легкоплавких металлов. Если есть таковые умения, данная процедура не составит никакого труда. С помощью отливки можно создать целый набор различных клише.

Для начала понадобится форма, куда и будет заливаться жидкий металл. Форму можно создать с помощью воска либо скульптурного пластилина. Из пластилина все узоры придется лепить руками, что не особо удобно. С воском работа поинтересней и проще: с помощью специальных резцов вырезаются и выскабливаются любые узоры. Для новичков, конечно же, подойдут узоры попроще, где не нужно долго возиться с мелкими деталями.


После того как форма готова, в нее заливается олово либо свинец. Свинец больше подойдет к простым формам, где нет совсем мелких деталей. Олово имеет хорошую текучесть, поэтому его можно использовать для самых сложных узоров. Данный металл ровно и красиво сможет заполнить все детали.

Важно учитывать тот момент, что помимо хорошей плавки, олово и свинец еще и очень мягкие металлы. Поэтому не стоит выполнять рельеф со слишком высоким и тонким рельефом - в процессе работы он запросто может надломиться. Но в этом свойстве данных металлов также можно найти и плюс - это возможность доработать и отшлифовать клише. Где надо подпилить, где закруглить, а где симметрично подправить узор.

Загрузка...